Почему из Германии в Омскую область возвращаются семьи с детьми

Министерство труда и соцразвития Омской области одобрило заявки от 58 жителей Германии, желающих переехать в регион по программе добровольного переселения соотечественников. И таких будет еще больше. Заявки от семей поступают еженедельно.
Спусковым крючком для возвращения семьи Ивкиных в Россию стали уроки по половому воспитанию.
Спусковым крючком для возвращения семьи Ивкиных в Россию стали уроки по половому воспитанию. / Владимир Казионов

Ольга и Иван Ивкины с сыновьями Романом и Мироном уже вернулись в Омск из Берлина, где прожили пять лет. В Германии они освоились достаточно быстро. Отец Ольги - немец. Сняли квартиру, записались на курсы, мальчики пошли в школу и детсад. Иван работал на стройке. Ольга - в салоне.

"Мы встали на ноги, появились друзья, ездили в путешествия. Финансовые проблемы ушли, - вспоминает Ольга. - Но появились другие. В последние годы уровень жизни начал падать даже у коренных немцев, в период пандемии ввели колоссальные штрафы".

А спусковым крючком для возвращения на историческую родину стали нашумевшие уроки по половому воспитанию. По словам Ивкиных, если раньше родители могли отказаться от подобных занятий, то с 2022 года они стали обязательными и вошли в школьную программу. Пропуск уроков чреват визитом представителей югендамта (ведомство по делам молодежи). "Государство должно решать, как будет лучше вашему ребенку, а не вы", - объясняют представители германской опеки.

"В русской школе мне учиться интереснее", - говорит шестиклассник Роман, вернувшийся с родителями из Германии, прожив там пять лет

"Когда я посмотрела материалы, которые должен изучать Рома, то не могла отойти от шока, - вспоминает Ольга и густо краснеет. - Для десятилетнего мальчика такой объем информации об интимной жизни и гендерных особенностях - чересчур". А уроков литературы, по ее словам, нет, образование направлено на развитие фрагментарного мышления. "Нам понадобилось пять лет, - признается Иван, - чтобы понять, что жизнь за границей не похожа на красивые отфотошопленные картинки в соцсетях. В реальности все по-другому".

Ивкины говорят, что не испытали особых сложностей при переезде, потому что активно поддерживали связи с омскими родственниками, коллегами и друзьями. Работу нашли сразу. Глава семьи вновь открыл свою строительную фирму и заказов уже хватает. Ольга трудоустроилась по специальности - экономистом. Вот только мальчикам пришлось нанять репетиторов, чтобы нагнать разницу в школьной программе. А младшему еще и логопеда - говорит по-русски с акцентом. "В русской школе мне учиться интереснее, - говорит Роман. - Большие летние каникулы есть! А там всего полтора месяца".

Ольга и еще пять соотечественников из Германии создали волонтерское движение "Новые омичи". В планах - создать общественную организацию, которая будет помогать репатриантам переехать и обустроиться на новом месте. "Недавно мы провели опрос и выяснили, что вернуться в Омскую область хотят люди, которые переехали в Германию 20-30 лет назад. В основном это семьи с родителями трудоспособного возраста и детьми, - объясняет Ольга. - Но они не знают, как это сделать. В Германии прекращено вещание российских телеканалов, блокируются сайты российских госучреждений. А близких родственников в России у многих уже нет. В социальных сетях мы рассказываем им о возможностях Омской области, консультируем".

Комментарий

Константин Матис, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям:

- В этом году исполняется 260 лет Манифесту Екатерины Второй "О переселении иностранцев в Россию". И теперь спустя столько лет многие люди снова переезжают из Европы, Германии и Америки в нашу страну, видят в этом перспективу для себя и своих семей.

Мы действительно наблюдаем всплеск иммиграции русскоязычных семей. Несмотря на негативную риторику в адрес нашей страны со стороны зарубежных СМИ, люди видят свое будущее именно в России, выбирают традиционные ценности и переезжают семьями. Этому процессу нужно содействовать на самом высоком уровне.