Уход международных аудиторских брендов оживил российский рынок консалтинга

Многие зарубежные консалтинговые компании, ушедшие с российского рынка, были выкуплены отечественными игроками и лишь сменили бренды. Это позволило избавиться от контроля центральных офисов, излишней бюрократии и следованию не всегда подходящим российским реалиям зарубежным регламентам, отмечают эксперты.
iStock

"Иностранные компании пришли в Россию 30 лет назад вместе со своими специалистами, но сразу стали развивать и местных. Поэтому многие подготовленные отечественные специалисты быстро стали партнерами, а затем заняли и позиции руководителей зарубежных брендов. В результате уже в начале 2000-х в России произошло "импортозамещение" иностранных специалистов. Если вы спросите партнеров новых российских брендов, изменилось ли что-то с уходом западных гигантов, многие ответят, что стало больше свободы, - отмечает партнер по налоговому консалтингу компании "Регламент" Дмитрий Стрельников. "Сегодня российский топ-менеджмент, который в том числе управляет выкупленными компаниями, находится в ситуации свободы от международных штаб-квартир, - добавляет гендиректор КРОС Екатерина Мовсесян. - Это развязывает руки, но и повышает риски".

Эксперты отмечают, что в ситуации экономической неопределенности отечественные компании не только не экономят бюджеты на консалтинговых услугах, но, напротив, наращивают их, понимая важность планирования. "В первую очередь корпорации обращают внимание на комплексные инструменты для решения технологических задач. Инновационный консалтинг особенно востребован среди крупных российских компаний. Он предполагает решение проблем, связанных с реализацией полного инновационного цикла: от целевых исследований до производства импортозамещающей продукции и инновационных разработок, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций Екатерина Петрова.

Зарубежные мейджоры брали данные о российском рынке у отечественных компаний

"Сегодня появляются новые активные и не менее профессиональные игроки на рынке, способные, с поправкой на отсутствие необходимости "переплаты за бренд", оказать ту же помощь за меньшую цену", - уверен партнер - учредитель юридической фирмы Bishenov&Partners Алим Бишенов. Кроме того, доверие к отечественному консалтингу у российского бизнеса больше. "Мы заказывали консалтинг у международных мейджоров, - рассказывает управляющий собственник компании Stargroup Антон Баянов. - В процессе сотрудничества я понял, что огромную часть экспертизы головные офисы заказывали у местных экспертов. Например, угольная отрасль России имеет свои исторические особенности, которые мы учитывали постоянно, при этом они отсутствовали в международной экспертизе".

"Накануне Олимпиады в Сочи перед заключением контракта на управление отеля нам передали маркетинговое исследование крупной зарубежной консалтинговой компании - блестяще написанное, но не учитывающее особенности региона. В отечественных компаниях такие ошибки не допускают. Когда конкуренция снизилась, многие российские специалисты получили дополнительную возможность", - рассказала коммерческий директор УК Группы отелей "Русские сезоны" Инна Рындина.