30.05.2023 17:36
    Поделиться

    Андрей Ильин сыграл в Вахтанговском театре "Нахлебника"

    В Театре им. Евгения Вахтангова представили завершающую, десятую премьеру уходящего сезона - спектакль "Нахлебник". В его основе лежит одноименная пьеса Ивана Тургенева, постановочной командой ощутимо сокращенная - до непродолжительного полуторачасового действа. Сценическая редакция, которую сами герои в шутку обозначают как "сильно по мотивам", сделана, конечно, неспроста - она словно наводит фокус, придает видимые очертания самому главному в тексте классика. Для режиссера Анны Горушкиной это тема ценности человеческой жизни.
    Пресс-служба Театра им. Вахтангова

    В Амфитеатре Симоновской сцены пахнет прогретой на солнце древесиной, кругом - корзины с румяными яблоками, накрыты вязаными салфеточками плетеные кресла. Спектакль играется камерно, а иначе, кажется, и невозможно - как еще рассказать личную семейную историю, где важен каждый взгляд и жест?

    Личная она и для самой Горушкиной. "Нахлебник" - посвящение ее мастеру, год назад ушедшему из жизни режиссеру Леониду Хейфецу. Именно он познакомил свой курс с этим тургеневским текстом, как-то начав со студентами его разбор. С этого момента пьеса запала Анне в душу. Знала режиссер наперед и то, кто должен сыграть главную роль - на нее она пригласила Андрея Ильина, с которым уже однажды работала в Губернском театре в спектакле "Бесконечный апрель". Вахтанговский театр предложение принял - так и сошлись звезды.

    Ценить такие категории, как человеческое достоинство, особенно важно в наши дни, когда на первые места вышли деньги и служебное положение

    Народный артист воплощает на сцене старого бедного дворянина Василия Семеныча Кузовкина. В доме, где долгие годы живет на хлебах, он встречает новых хозяев: семь лет назад уехавшую отсюда дочь покойного барина Ольгу Петровну (ее в очередь играют Елизавета Палкина и Полина Рафеева) и ее новоиспеченного мужа, петербургского чиновника Павла Николаевича Елецкого (Евгений Кравченко и Виталий Иванов). За столом над стариком решают нехорошо подшутить - и, потешаясь, подпаивают его. Выпивший Кузовкин, на эмоциях от встречи после долгой разлуки, во всеуслышание признается, что на самом деле Ольга, хозяйка имения - его дочь. За эти слова Василия Семеныча сначала выгоняют из дома, а потом за деньги вынуждают отказаться от сказанного.

    - "Нахлебник" - спектакль о ценности человеческой жизни, - делится Анна Горушкина. - Прекрасного человека, для меня - единственного здесь дворянина, выгнали из дома только потому, что хотелось сохранить свое положение в обществе. В наше время, когда статус и деньги становятся на первое место, когда ради них не зазорно предать даже близкого, родного человека, мне кажется, очень важно снова и снова говорить о том, что каждого человека необходимо ценить.

    Несомненная удача постановки, конечно, актерская работа Андрея Ильина. Его Кузовкин тих и неприметен. Свою боль Василий Семеныч все эти годы носит в себе, не выпячивает, да и проговаривается не по своей воле, не пытаясь кому-то что-то доказать и уж тем более претендовать на более высокое положение. Для него эта неловкая ситуация подобна смерти. Бурю чувств - и скрываемую нежность к дочери, и стыд от произошедшего, и полную растерянность от предложенных денег - артист передает настолько живо, что к Кузовкину невозможно не проникнуться сочувствием. В трогательном взгляде, в неловком поправлении панамы, даже в том, как герой держит чемодан, уже стоя на пороге, - во всем сквозит наивность, детская непосредственность, от которой сжимается сердце.

    - Я очень люблю играть маленьких людей, таких Робинзонов из "Бесприданницы", которых постоянно заставляют танцевать, шутить. Кузовкин ведь тоже когда-то развлекал своего барина, - рассказывает Андрей Ильин.- Мой герой знает одно: он должен хранить свою тайну. И что может быть страшнее, когда ты выплескиваешь то, что должен был унести с собой в могилу?

    Фото: Пресс-служба Театра им. Вахтангова

    Артист признается - когда ему предложили главную роль, пьесы "Нахлебник" он даже не знал:

    - Прочитал - показалось любопытно. А потом, к своему ужасу, я посмотрел мхатовский телеспектакль 1970-х годов, где Кузовкина играет Михаил Яншин. К ужасу - потому что понял: переиграть его невозможно. Яншин в этой роли - сама жизнь, органика, естество. Моей задачей было лишь попробовать дотянуться до этой вершины.

    Надо сказать, что Тургенев - исключительно редкий гость в репертуаре Вахтанговского театра. "Нахлебник" - третья за всю историю знаменитой сцены постановка по этому автору. В 1948 году здесь ставили спектакль "Накануне", а в 2019 - "Двух женщин" (по пьесе "Месяц в деревне"). Вообще же "Нахлебника" Иван Сергеевич написал специально для бенефиса Михаила Щепкина, но пьеса была запрещена цензурой. Кузовкина Щепкин все-таки сыграл, но спустя целых 13 лет - в 1862 году.

    Теперь пьеса - и в афише на Арбате. Причем играют ее двумя составами (за исключением главного героя), так что, шутят авторы премьеры, если прийти два раза - можно увидеть два совершенно разных спектакля.

    Кстати

    В день премьеры в фойе Симоновской сцены открыли бюст корифея вахтанговской труппы Вячеслава Шалевича. И это неслучайно - именно отрывок из "Нахлебника" народный артист репетировал для ставшей уже легендарной "Пристани" - спектакля к 90-летию Вахтанговского театра. Но сыграл он все-таки Галилео Галилея. Эта роль и стала его последней. Вячеслав Шалевич всю свою творческую жизнь (почти 60 лет) посвятил Вахтанговскому театру, но, что еще важно - 15 лет руководил Московским драматическим театром им. Рубена Симонова. Ныне это и есть Симоновская сцена. Автор бюста - Филипп Трушин.

    Поделиться