С беспилотниками Bayraktar, на которые молились политические украинцы, история получилась ироничной. Действительно, вхожий в семью президента Эрдогана генеральный директор компании Baykar Defence Халук Байрактар в августе прошлого года объявил о желании построить под Киевом завод полного цикла для производства новых и старых моделей беспилотника.
Перспектива, что завод станет легитимной целью для ВКС РФ, о чем было официально заявлено российскими спикерами, его не пугала: близость к покупателю и дешевая рабочая сила окупали возможные риски. Единственное, чего не рассчитал турецкий предприниматель, - это с какими плутоватыми и жадными украинскими деятелями ему придется столкнуться. В конце прошлого года турецкая компания официально отказалась строить завод, хотя земля была уже куплена. А позже сам Халук Байрактар назвал причину срыва сделки: неназванные украинские чиновники затребовали от него 10 миллионов долларов только за подключение предприятия к электричеству, причем в горизонте двух лет.
Так ли это случилось в действительности или были иные причины для остановки строительства - ведомо только турецкой стороне, однако версия про украинскую коррупцию звучит жизненно и правдоподобно. Судя по открытым украинским источникам, новых поставок Bayraktar TB2 в ВСУ после этого не было, а старые иссякли, не выдержав встречи с российскими системами ПВО и РЭБ.
Но к тому времени у политических украинцев появился новый фетиш - немецкие танки Leopard. Соответственно, у немецкого концерна Rheinmetal, чей гендиректор Армин Паппергер регулярно выступает в стилистике гитлеровского министра вооружений Шпеера, возник соблазн тоже построить на Украине завод для ремонта и производства этих танков. Паппергер даже заявил о перспективе выпуска там KF51 Panther - нового немецкого танка, существующего только в опытном исполнении и чертежах, в количестве 400 штук в год. Все удовольствие он оценил в какие-то 200 миллионов евро.
Эксперты сразу засомневались в реализуемости проекта: величина инвестиций в сочетании с заявленными планами выпуска сотен танков выглядела завирально. Скорее своими словесными инвестициями Паппергер хотел поднять капитализацию Rheinmetal и вскочить на подножку к американскому ВПК, чьи акции буйно растут на фоне украинского конфликта. Тем не менее формально Rheinmetal и "Укроборонпром" создали совместное предприятие, 51 процент в котором принадлежит немцам. Но по понятным причинам о месте будущего строительства не сообщается и его ход не освещается. Есть основания полагать, что проект так и останется на бумаге, а если и будет реализован, то не скоро или не на Украине.
Наконец, британские СМИ сообщают, что правительство Риши Сунака и украинские военные обсуждают возможность производства на Украине неких вооружений по лицензии, чтобы "приблизить эту страну к НАТО". Однако о конкретных планах ни один британский чиновник или промышленник еще не проболтался и на остановке общественного транспорта не был найден портфель с соответствующими секретными документами.
Отбросив иронию, западные военные компании, безусловно, проявляют интерес к Украине и наверняка вынашивают планы строительства заводов на ее территории. Но есть к тому и очевидные противопоказания: туманное будущее самого государства и гарантия потерять вложения из-за действий ВКС РФ. Что касается украинской коррупции, то в отличие от турков англосаксы худо-бедно научились ею управлять. Однако пока они полностью не вступили в права владения этой территорией, им проще и выгодней продавать Киеву оружие, произведенное на Альбионе.