Стабилен и социальный портрет отдыхающих. Типичный "домосед" - молодежь до 24 лет (60%), люди со средним и средним специальным образованием (62% и 58%), люди с финансовыми трудностями (54%) и жители села (74%). Типичный дачник - чаще женщина (35%), реже мужчина (23%), неработающие пенсионеры (39%) и активные телезрители (37%).
Подвижки происходят лишь в портрете путешественника. Его костяк - семья (родители 35-44 лет) из 3-4 человек (70%). А вот дальше, с миру по нитке, голому рубашка. Активнее становится молодежь в возрасте от 22 до 33 лет, чуть больше одиноких людей разных возрастов, растет число семейных пар, отдыхающих без детей, а самая малая группа - пенсионеры. Причем, почти все (98%) отдыхающие выбирают вояжи вне туристических групп, все чаще без друзей и по индивидуальным маршрутам, дополняя их на местах одно-двухдневным паломничеством к тем или иным культурным ценностям.
Самые популярные места отдыха 2023 года - Крым, Байкал и Алтай, а заграничные туры составили 1, 7% (лидеры - Абхазия и Египет) от общего числа отдыхающих. И это главные тренды летнего отдыха-2023. Правда, из-за меняющейся экономической и политической ситуация, все же незыблема традиция - продолжительность планируемого летнего отдыха остается, как всегда, самой длинной в году, но меняются места отдыха.
Один их ключевых трендов - растет спрос на внутренний туризм, при чем не столько на традиционные Карелию, Казань или Санкт-Петербург, сколько на путешествие в регион-сосед. Тут разброс предпочтений - Урал (Башкирия, Пермь и Челябинская область), Сибирь (особенно Красноярский край и Саяны), Дальний Восток (хит - Камчатка) и вся центральная Россия. Что обнадеживает, внутренний туризм особенно популярен у образованной молодежи с хорошими доходами, чаще жителей мегаполисов. И тут самой мобильной, выбирающей познавательный туризм, стала старшая молодежная группа 28-34 лет. Правда, все же семья остается основной компанией отдыха. Люди среднего и старшего возраста отдыхают с детьми, молодежь - чаще с родителями, реже с друзьями и совсем редко в одиночку.
Еще один десятилетиями сохраняющийся тренд - самый доступный отдых - выезд на природу и пассивный отдых (пляж или "шашлыки") все же обгоняют по востребованности познавательный и активный туризм. Основная аудитория активного путешествия - молодежь и люди с высшим образованием. Чем старше отдыхающие, тем менее насыщен и разнообразен их летний отдых.