Покупательское поведение изменило бизнес-модель рынка доставки

Рынок курьерской доставки в 2022 году вырос на 24,5 процента, посчитали эксперты российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Корреспондент "РГ" выяснил у аналитиков, достиг ли рынок потолка.
Склады по сборке и доставке заказов по размеру больше похожи на небольшие города.
Склады по сборке и доставке заказов по размеру больше похожи на небольшие города. / Павел Лисицын/РИА Новости

Согласно исследованию, на доставку товаров электронной коммерции пришлось 46 процентов общего объема заказов. Следом идут сегмент доставки продуктов и товаров повседневного спроса e-grocery (30 процентов), доставка готовой еды из ресторанов (13 процентов) и доставка документов, корреспонденции и посылок (девять процентов). Основной объем заказов доставляется маркетплейсами и собственными курьерскими службами магазинов.

В целом для бурного развития у рынка есть несколько серьезных причин. Изменилось покупательское поведение потребителей - если в период ковида онлайн-покупки были вынужденными, то сейчас к ним просто привыкли - жителю мегаполиса жалко тратить время на походы по магазинам, много времени занимает поездка от дома до работы и обратно. Другой момент - изменение подхода к занятости: многие потребители теперь работают удаленно там, где не всегда есть привычный ассортимент товаров. Ну и наконец, еще один значимый фактор - рынок доставки стал объектом инвестиций в самом широком смысле слова. За последние десять лет российский уровень диджитализации бизнес-процессов (маркетплейсы, финтех, интернет-банкинг) превзошел не только страны СНГ, но и Европу, напоминает Дмитрий Матвеев, гендиректор компании "Мой Автопрокат".

Повышенный интерес к цифровизации бизнеса сегодня свойствен не только крупному ретейлу - аналитики отмечают активность и малого и среднего бизнеса - продуктовой розницы, продавцов сегментов товары для дома и дачи, beauty & fashion.

- Все, кто имеет или планирует организовывать свою доставку, испытывают потребность в организации экономически оптимальной бизнес-модели. Бизнесу важно предоставлять качественный сервис и доставлять потребителю товар вовремя и нужного качества, - поясняет Сергей Костин, СЕО ИТ-разработчика BSL.

Отдельное внимание аналитики уделяют географии рынка доставки. Так, по мнению Екатерины Безсмертной, декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, рост будет обеспечиваться, скорее всего, в основном за счет потенциала региональных рынков, поскольку, по оценкам специалистов, московский регион уже близок к насыщению. С этим мнением согласен Денис Нуждин, руководитель маркетинга сервиса "Пятерочка Доставка", который подтверждает, что сейчас этот сервис активно запускается в отдаленных регионах, в районах с меньшей плотностью населения - не только в небольших городах и селах, но и садовых товариществах, дачных поселках.

Напомним, что рынок курьерской доставки продуктов питания (e-grocery - самой главной движущей силы всего рынка доставки) и так последние годы показывал чудеса. В 2020 году - во время пандемии, когда вырос на 260 процентов по отношению к 2019-му и достиг 155 миллиардов рублей.

В 2021 период активного роста продолжился, увеличившись на 147 процентов, однако уже в 2022 году рынок столкнулся с ростом цен на продукты, падением среднего чека и оттоком аудитории, напоминает Екатерина Михалева, руководитель проектов практики АПК Strategy Partners. В результате эксперты фиксировали замедление роста до 63 процентов, что наблюдается и в 2023 году.

- Ожидаемый рост рынка e-grocery по итогам 2023 года может составить от 30 до 45 процентов к уровню 2022 года, - резюмирует Михалева.

Рынок курьерской доставки продуктов питания (e-grocery) (самой главной движущей силы всего рынка доставки) и так последние годы показывал чудеса

Впрочем, есть и более смелые оценки - за первый квартал 2023 года рынок вырос уже на 43 процента (год к году). Поэтому более реалистичен прогноз "Инфолайн" - рост по итогам 2024 года на 48 процентов, то есть до 925 миллиардов рублей, уверена генеральный директор компании "Сеть партнерств" (оператор подписки "Огонь") Анна Пашкевич.

- Рынок, однозначно, не достиг своего предела, что подтверждается аналитическими отчетами: доля продуктового ретейла в России занимает примерно три-четыре процента, в то время как в восточных странах емкость - 30-50 процентов, а значит, у нас еще есть огромный потенциал к росту, - дополняет Денис Марфутин, руководитель дивизиона электронной коммерции METRO.

Справка "РГ"

Исследование РАЭК было посвящено доставке "последней мили" - этот рынок объединяет компании, предоставляющие услуги экспресс- и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя (из рук в руки, до двери). Доставка "последней мили" занимает пятую часть рынка внутригородской доставки, и на текущий момент сегменты доставки товаров в пункты выдачи заказов и постаматы, на склады и со складов магазинов, грузовые перевозки B2B и B2C и другие виды доставки внутри города значительно опережают курьерскую доставку "последней мили" как по объему денег, так и количеству доставляемых заказов.

Кстати

Впрочем, не все аналитики одинаково оптимистичны в своих прогнозах.

- Говорить о росте рынка доставки продуктов питания на треть за год преждевременно. Некоторые сегменты рынка, наоборот, стали проседать. С наибольшими трудностями столкнулся премиум-сегмент. В 2022 году произошел массовый отток потребителей - среди релоцировавшихся большая доля премиальных сервисов, - уточняет Екатерина Леусова, генеральный директор сервиса How to Eat. - В результате многим монопрофильным компаниям пришлось покинуть рынок, а оставшиеся начали адаптироваться и разрабатывать более бюджетные предложения для потребителей. Проще всего этот процесс прошел у многопрофильных брендов, которые смогли урезать расходы на неприбыльные проекты и вложиться в свою основную доходную нишу.