Самое серьезное снижение показателей произошло в производстве легковых автомобилей - падение составило 64 процента по сравнению с первым кварталом прошлого года. Грузовых автомобилей стали производить меньше на три процента, а "легковых коммерческих" - на 19. Правда, есть в этом графике и неожиданные "плюсы" - производство автобусов для перевозки пассажиров выросло на три процента.
По мнению экспертов, так получилось во многом потому, что "автобусники" оказались немного меньше зависимыми от западных поставщиков узлов и запчастей. Производство легковых автомобилей оказалось в этом смысле самым уязвимым. Уход с рынка зарубежных производителей техники и производных к ней на какое-то время серьезно затруднил работу предприятий.
Впрочем, ситуация начала меняться, и, по прогнозам, уже со второго квартала наступившего года статистика претерпит серьезные изменения.
- Классический выход из российского рынка в полном объеме осуществили не многие зарубежные компании, - пояснила ожидаемую скорость восстановления экономического равновесия на этом рынке член правления Национальной ассоциации поставщиков автопромышленных компонентов (НАПАК) Ирина Саадуева. - В большинстве случаев произошла корпоративная реструктуризация, поменялся менеджмент, который начал строить и реализовывать уже собственные планы.
Таким образом, на наши дороги взамен импортных возвращаются отечественные бренды. К примеру, "Лада", "Москвич".
В течение нынешнего года эксперты прогнозируют рост отечественного автомобилестроения в сегменте, например, легкового транспорта в пределах 30-31 процента. По мнению заместителя председателя Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА) Алексея Сереженкина, предпосылки к этому есть.
- Многие производства уже в первом квартале нынешнего года заработали в полном объеме, - говорит он. - А со второго квартала предприятия в целом наберут нужный темп.
В планах отечественных заводов-производителей серьезное увеличение выпуска продукции в текущем году.
Например, завод "Москвич" заявил о выпуске 100 тысяч автомобилей, АвтоВАЗ собирается спустить с конвейера 450 тысяч машин, УАЗ - 60 тысяч.
Но даже на фоне таких радужных перспектив всем понятно, что в этой сфере пока больше проблем, чем решений. И одни из самых важных лежат в сфере развития предприятий-поставщиков. Именно недостаток отечественных деталей, узлов и запчастей служит серьезным сдерживающим фактором для ритмичной работы крупных сборочных линий.
И тут, по мнению исполнительного директора НАПАК, директора УК промышленного кластера "Союз Автопром Северо-Запад" Майи Свиридовой, кроется целый клубок проблем.
- Технологическое отставание, несоответствие международным стандартам, устаревшее производственное оборудование и недоразвитие инфраструктуры ведет к низкомаржинальности отечественного бизнеса, - говорит она. - И, конечно, отстающее развитие собственной базы НИОКР и недостаток квалифицированных кадров в целом.
Если учесть, что подавляющее большинство поставщиков - это представители малого и среднего бизнеса, то на это поле технических проблем накладываются и слабости МСБ в целом. В том числе неэффективное использование государственных мер поддержки. По мнению экспертов, в этой сфере много дублирующих программ, которые, с одной стороны, малоизвестны конкретным поставщикам, с другой - распыляют бюджетные средства на разные точки получения.
Кроме того, сейчас в стране пока нет многоуровневой базы поставщиков, с которыми могли бы работать крупные производственные компании. Они и сами мало что знают друг о друге, что мешает отладить нужную цепочку связей от производителей малых узлов и деталей к итоговому конвейеру.
Впрочем, в Северо-Западном регионе есть и положительные примеры такого сотрудничества. Так, производственная компания "Транспортные системы", также столкнувшаяся в начале года с отсутствием комплектующих, решила открыть свое производство новых комплектующих. Новые детали они отправляли своим поставщикам, которые, в свою очередь, собрав усложненные узлы, возвращали необходимые комплектующие обратно в Петербург. Таким образом, в этой цепочке не остановилось ни одно производство, и теперь в городе уже 12 современных трамваев работает в режиме наземного метро.
Одна из последних новинок - низкопольный трамвай 71-932 "Невский", который был специально разработан с учетом особенностей трамвайной сети города.