Автор обращает внимание, что число аварий с участием средств индивидуальной мобильности за последние три года выросло вдвое: если в 2020-м таких ДТП было 430, то в 2022 году их произошло 976, а в 2023-м - 941. И несмотря на то, что скорость арендуемых электросамокатов законодательно ограничили до 25 км/ч, правила дорожного движения "ввиду отсутствия должного надзора и правоприменения не обеспечивают безопасность граждан, в первую очередь детей и подростков", говорится в письме.
По словам депутата, если смотреть на статистику происшествий с СИМ, то видно, что "внесенные изменения пока не работают". Чтобы обеспечить безопасность пешеходов, нужно снизить скорость прокатных самокатов до 15 км/ч - это в три раза выше средней скорости пешехода, в то время как нынешняя разрешенная скорость СИМ выше в пять раз, отметил парламентарий. А запретить использовать электросамокаты на пешеходных улицах нужно потому, что такие улицы предназначены для прогулок и осмотра достопримечательностей, а не попыток увернуться от летящих электросамокатов, добавил Якубовский.
Впрочем, это вряд ли сработает. Как сообщил корреспонденту "РГ" пресс-секретарь компании кикшеринга Whoosh, Денис Болакирев, эти правила уже применяются в сервисе. Максимальная скорость, которую могут развить самокаты - 25 км/ч. Этот показатель соответствует новым ПДД о СИМ, и пользователь не может разогнаться быстрее благодаря программным ограничениям сервиса. При этом в каждой локации присутствия есть зоны ограниченной скорости - многолюдные улицы, парки, скверы. Там скорость самоката автоматически плавно снижается до 10-15 км/ч. Это помогает пользователям ездить безопаснее в толпе и не доставлять дискомфорт пешеходам.
- На наш взгляд, повсеместное снижение скорости не повлияет на безопасность поездок, но повлияет на транспортный сценарий использования сервиса. Сейчас самокатами пользуются для решения транспортных задач, обычно в дополнение к общественному транспорту: метро, автобусам, электричкам. Около 80% поездок сервиса приходятся именно на транспортные, а не прогулочные маршруты. Общее снижение скорости даже на безлюдных улицах помешает пользователям доезжать до пункта назначения так же быстро и комфортно, в объезд пробок, что является одним из преимуществ микромобильности для горожан, - отметил Денис Болакирев.
По его словам, для многих кикшеринг стал долгожданной альтернативой другим сервисам, например, в локациях, где пока не развит общественный транспорт или высокие пробки в часы пик. "Опыт показывает, что важно дать людям альтернативу общественному транспорту, при этом помогать узнать правила, учить безопасному, этичному и аккуратному вождению. На данный момент мы обучаем новых и опытных пользователей на Школе Вождения онлайн и оффлайн в городах присутствия сервиса", - добавил он.
Программные ограничения скорости всегда применялись именно у сервисов шеринга. Новые ПДД от 1 марта 2023 года закрепили эти правила и распространили их в том числе на частные устройства, которые до этого никак не контролировались. Это положительная тенденция, которая в перспективе снизит аварийность и благоприятно повлияет на безопасность вождения электросамокатов. По данным ГИБДД, около 70% инцидентов с электросамокатами за 2022 год приходилось именно на частные устройства, а не кикшеринг.