Фермерские продукты могут появиться в школьном питании

В законодательстве планируется закрепить понятие "фермерский продукт" - для того, чтобы пресечь возможное введение в заблуждение потребителя. Такие товары для поддержки малого и среднего бизнеса в АПК также могут продвигаться в системе госзакупок для детского и школьного питания.

Вопросы развития сбыта фермерской продукции обсуждались на правкомиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко.

Вице-премьер отметила, что сейчас для фермеров действуют разнообразные меры поддержки, которые помогают наладить сбыт продукции. Например, в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции предусмотрены субсидии для малых форм хозяйствования и их объединений. Они могут использоваться на организацию хранения, упаковки, транспортировки товара, а также на приобретение мобильных торговых объектов.

Кроме того, фермеры могут взять льготные инвестиционные кредиты на срок от двух до пяти лет на организацию объектов торговли и оборудования. Только за 2022 год фермеры закупили такого оборудования на 44,5 млн рублей. Помимо этого, сельхозпроизводители могут воспользоваться субсидиями при закупке продукции у личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Грантовой поддержкой пользуется сельхозпотребкооперация (СПоК) - это основной механизм сбора, хранения, транспортировки и реализации продукции от малых хозяйств, говорит Абрамченко. За 2020-2022 год грантами воспользовались более 149 СПоК в объеме 1,9 млрд рублей.

- Кооперативам также предоставляются адресные субсидии на приобретение имущества, сельхозтехники, закупку продукции у членов кооператива. За 2020-2022 году просубсидировано почти 1,5 тысячи заявок на 23,8 млрд рублей, - добавила вице-премьер.

В законодательстве планируется закрепить понятие "фермерский продукт"

Также Абрамченко поручила минпромторгу и минсельхозу проработать вопрос расширения перечня товаров параллельного импорта, дополнив его запчастями к сельхозтехнике. Помимо этого, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и минсельхоз должны будут мониторить цены на сельскохозяйственные трактора и комбайны. А минпромторгу и минсельхозу поручено контролировать исполнение плана поставок тракторов российского и белорусского производства начиная с июня 2023 года. "Несмотря на достигнутые результаты по поставке техники, в условиях санкционного давления необходимо сократить зависимость машиностроения от импортной компонентной базы, а также ликвидировать риски, связанные с ростом цен на сельхозтехнику", - заявила Виктория Абрамченко.

Для укрепления продовольственной безопасности к 2030 году у аграриев должно быть около 700 тыс. единиц техники (сейчас их 568 тыс.). Минсельхоз признал, что за последнее время доступность техники для аграриев снизилась. Стоимость отдельных моделей белорусских и российских тракторов и комбайнов выросла с 2019 по 2022 год более чем на 80%.

Абрамченко обратила внимание на эффективность такого инструмента поддержки, как льготный агролизинг - с помощью него "Росагролизинг" в прошлом году поставил аграриям более 12,7 тыс. единиц техники на сумму более 71,5 млрд руб. В этом году будет передано сельхозтоваропроизводителям 13 тыс. единиц. "Для сохранения темпов обновления парка техники и оборудования из федерального бюджета предусмотрено больше 6 млрд руб.", - рассказала она.

В Луганскую и Донецкую народные республики, Запорожскую и Херсонскую области планируется поставлять не менее 260 единиц техники и оборудования ежегодно.