ВЦИОМ: За десять лет в России стали меньше курить

Почти треть - 30% россиян курят, причем каждый пятый в день выкуривает пачку сигарет. Однако за последние 10 лет доля курильщиков сократилась с 41 до 30%. Доля бросивших курить за это же время тоже выросла вдвое - 20% против 10% в 2013 году.

Таковы основные итоги опроса ВЦИОМ. Его особый бонус и надежда на будущее - 67% курильщиков пытаются отказаться от вредной привычки. Четверть из них сократили число выкуриваемых в день сигарет. Правда, темпы снижения числа курящих в последнее время снизились. После принятия в 2013 году антитабачного закона, по которому введен запрет на курение в общественных местах, рекламу табака и ограничение его в розничной продаже, в первые годы число курящих в год снижалось на 6-4%, а в 2022 и 2023 годах всего лишь на 1% и 3% соответственно.

- Картина пока пестрая: заметнее всего сжалась доля тех, кто ежедневно выкуривает пачку сигарет - с 24% до 17%. Устоялось даже понятие "перекур" на работе, когда люди не курят, а общаются, пьют чай-кофе или идут в фитнес-зал, - говорит социолог ВЦИОМ Кирилл Родин. - С другой стороны, ситуация с периодическим курением - несколько сигарет в день или через день, увы, стабильна, а это самый большой процент курильщиков, который почти не снижается. Точнее, этот показатель то падает, то потом опять растет.

"Мягкая сила" - социальная реклама, спортивные и культурные центры - вместе могут быть решающей силой

Тем не менее, по данным ВЦИОМ, есть и надежда, и обоснованные предпосылки на позитив: за 10 лет работы антитабачного закона курить стали существенно меньше- на 11%, а доля желающих избавиться от вредной привычки возросла. При этом есть и растет "подушка безопасности"- 50% участников опроса признались, что никогда не курили. Равнодушны к табаку чаще женщины (69%), люди с высшим образованием (57%) и две "крайности" возрастных групп - молодые люди от 8-24 лет (59%) и поколение 60+ (61%). Что важно: доля молодых людей, которые никогда не курили, высросла с 48% в 2013 году до 59% в 2023-м.

- Это частично подтверждает гипотезу о приверженности миллениалов здоровому образу жизни по сравнению с другими поколениями, - говорит Кирилл Родин. - И тут важно понимать, что борьба с курением не заканчивается на законодательных ограничениях и акцизной политике. Вспомогательные инструменты, например, "мягкая сила" - социальная реклама, спортивные, культурные или оздоровительные центры - вместе могут быть решающей силой в борьбе с курением, если ее уметь применять.

Но и тут, как показал опрос, не без проблем. Социальной рекламе люди в целом верят, если она направлена против жестокого обращения с детьми, коррупции и наркомании (по всем показателям около 45-47%). А вот доверие к антитабачной рекламе сильно упало вслед за заметным снижением распространенности курения. У нее самый низкий процент доверия - 11%. "Пугалки больше раздражают, чем пугают", - считают участники опроса.

67% курильщиков пытаются отказаться от вредной привычки

Невысока и оценка людьми роли спортивных, культурных и оздоровительных центров. Они либо дороги в мегаполисах, особенно для молодежной аудитории, либо их еще нет в средних и небольших городах, либо их мало в вузах и колледжах.