Почему в Китае отказываются встречаться с политиками из США, но с распростертыми объятиями приняли Илона Маска

Программе поездки предпринимателя Илона Маска в Китай позавидовал бы американский чиновник любого уровня. В Поднебесной миллиардера уже приняли китайские министры иностранных дел Цинь Ган, коммерции Ван Вэньтао, промышленности и информатизации Цзинь Чжуанлун. Как ранее сообщало агентство Reuters, с Маском также может встретиться премьер Госсовета КНР Ли Цян.
Ministerio de Asuntos Exteriores de la República Popular China/AP

Такой список высоких аудиенций бросается в глаза, особенно на фоне звенящей пустоты в официальных контактах Китая и США в последние месяцы. Диалог двух крупнейших экономик почти парализован из-за регулярных провокаций американцев в отношении Поднебесной, включая поездки конгрессменов на Тайвань, критику КНР по правам человека, увеличение военной активности США в АТР. На этой неделе стало известно, что в Пекине отвергли предложение американцев провести встречу министров обороны двух стран. Глава Белого дома Джо Байден уже несколько месяцев не может добиться разговора с председателем КНР Си Цзиньпином, а новой даты для визита Энтони Блинкена, сорвавшегося в феврале из-за сбитого американцами китайского аэростата, так и не назначено.

По Пекину Илон Маск перемещался на Tesla, ведь в Китае расположен один из крупнейших заводов компании. Фото: Reuters

Но пока отношения властей США с Китаем буксуют, связи с ним у бизнес-империи Маска очень даже процветают. Один из пунктов поездки главы компании Tesla - это крупный завод по производству этих автомобилей в Шанхае. Он был открыт в 2019 году, а в прошлом году Маск инвестировал сумму с многими нулями в модернизацию и расширение предприятия, которое теперь способно производить до 1 миллиона электромобилей в год. Кроме того, в СМИ гуляют слухи о планах Tesla построить в Шанхае еще один сборочный завод для выпуска 450 тысяч машин в год, что, возможно, и обсуждал Маск во время поездки. С чиновниками Китая он также говорил о внедрении в автопром новых источников энергии и умных технологий с сетевым подключением.

Обращает на себя внимание и то, что Маск в присущем ему стиле не стесняет себя только лишь делами бизнеса, но и высказывается по другим темам, включая политические. Предприниматель похвалил планы Пекина высадить человека на поверхность Луны до 2030 года и китайскую космическую программу в целом, заявив, что она "более продвинутая, чем считает большинство людей". А незадолго до своей поездки бизнесмен в интервью телеканалу CNBC заявил, что в воссоединении Тайваня с Китаем есть "есть определенная неизбежность", что отличается от официальной позиции Вашингтона. Представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжу Фэнлянь, комментируя эти слова, выразила надежду на то, что "проницательных людей, понимающих и поддерживающих дело объединения Китая, будет все больше". Встретившиеся с Маском министры отзывались о переговорах положительно, обещая благоприятные условия для дальнейших инвестиций Tesla.

Крупный бизнес в США не спешит по указке политиков рвать связи с Китаем

Поездка Маска выглядит какой-то альтернативной моделью отношений Китая и США, обострение которых на политическом уровне все больше оказывает негативное влияние на остальные сферы взаимодействия. Америка вводит различные препятствия для инвестиций и обмена технологиями с КНР. В Вашингтоне на этом фоне даже вошли в моду разговоры о необходимости "расцепления" (англ. decoupling) экономик двух стран, то есть отказа от существующей взаимозависимости на долгосрочную перспективу.

Но содержание поездки Маска говорит о том, что, несмотря на политический антагонизм, в бизнес-кругах США настроены прагматично и не хотят отказываться от взаимовыгодного сотрудничества с Китаем. К слову, Маск - далеко не единственный крупный американский предприниматель, отправившийся в Китай за последнее время. Сейчас в Поднебесной также находятся руководители банка JPMorgan Джейми Даймон и сети кофеен Starbucks Лаксман Нарасимхан, а недавно там побывали представители компании Apple. Крупный американский инвестор Уоррен Баффет недавно назвал трения в двусторонних отношениях "глупостью".

Информационный ресурс axios.com отмечает, что таким путем большой бизнес в США "ищет свои возможности снизить накал в отношениях двух крупнейших экономик мира", выступая за сохранение их сцепления.

Пекин со своей стороны, вероятно, также заинтересован в развитии экономических связей с США и Европой. И, похоже, через западных предпринимателей пытается просигнализировать Байдену и Ко, что если те откажутся от своей политической установки на обострение конкуренции с Китаем, то есть возможности для нормализации отношений. На это указывает, например, то, что во время встречи с Маском глава МИД КНР вопросами автопрома не ограничился, а метафорично призвал "держать руль" американо-китайских отношений так, чтобы "двигаться в направлении взаимного уважения и сотрудничества", избегать "опасного вождения" и уметь "нажимать на газ" для развития связей. Об открытости к сотрудничеству и возможностях совместного развития экономик Китая и США американскому гостю говорили и на других встречах в Пекине.

Комментарий

Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор:

- В этом конкретном случае важно рассматривать Маска не только как индивидуального предпринимателя, пускай и очень крупного, а скорее как выразителя мнения определенной группы американских бизнесменов, работающих прежде всего в области высоких технологий, которые, очевидно, не хотят разрывать отношения с Китаем и смотрят на емкий местный рынок как на часть своего большого бизнеса. Дело в том, что последние несколько недель в США ведутся активные дискуссии относительно того, насколько американцы поступают правильно, когда пытаются полностью заблокировать поступление в Китай современных технологий и принудить американских бизнесменов уйти с китайского рынка. Поэтому не исключено, что Илон Маск - это один из представителей неконсервативного звена.

Интерес Маска к Китаю понятен. С одной стороны, едва ли не половина машин Tesla реализуется на китайском рынке, но у Маска есть много конкурентов на этом рынке. А учитывая, что китайцы во многом любят свои технологии, то здесь у Маска есть некая опасность частично упустить китайский рынок. Не исключены контакты Илона Маска с китайскими представителями по освоению космического пространства. Этот американский бизнесмен неоднократно размещал в своей соцсети сообщения о Лунной программе Китая. Напомню, что КНР собирается высадить экипаж на Луне в 2030 году. Для Маска окупаемость проекта SpaceX, может быть, через Китай или совместно с Китаем тоже является крайне важным вопросом. И в целом необходимо понимать, что США, несмотря на антикитайскую кампанию, сохраняют рациональный подход к взаимодействию с Пекином.

В свою очередь в Китае подчеркивают, прежде всего на встрече министра иностранных дел КНР Цинь Гана с Илоном Маском, что любые американские бизнесмены, у которых есть что принести на местный рынок, будут приняты в Поднебесной на самом высоком уровне, а их инвестиции будут защищены. Если рассуждать о том, чего больше в этом визите - политики или экономики, могу с уверенностью сказать, что в данном случае это одно и то же.

Подготовил Александр Ленин