Подвиг Ивана Колоса: как сельский учитель стал разведчиком-легендой
Будущий боец невидимого фронта рос в простой белорусской крестьянской семье среди чудесной природы на реке Уборть, впадающей в Припять. В Картыничах в ту пору насчитывалось более пятисот жителей. До войны Иван успел получить приличное по тем временам образование, окончив среднюю школу и педагогический техникум. С шестнадцати лет учительствовал, в восемнадцать после нападения гитлеровцев на СССР был призван в Красную армию. В августе 1941 года Колос был направлен на учебу в пехотное училище в Вольск Саратовской области, а в мае 1942-го в должности начальника штаба стрелкового батальона оказался на Юго-Западном фронте под Харьковом. Уже в июне его часть попала в окружение, большинство бойцов погибли, а чудом уцелевший Иван смог пробраться через украинскую территорию в родные Картыничи.
19-летний Колос тем же летом 1942-го организовал в родных местах партизанский отряд имени Кутузова, из которого затем выросла Лельчицкая партизанская бригада. Партизанил молодой учитель храбро и с размахом - на счету его подопечных было не только более ста нападений на нацистских оккупантов, но и создание безопасной зоны, где могли восстанавливать силы и готовиться к дальним походам известные партизаны с соседней Украины. Именно из Лельчицкого района начался знаменитый 2000-километровый рейд в Карпаты Сидора Ковпака.
Весной 1943 года на Колоса обратили внимание в Главном разведывательном управлении Красной армии, а осенью после кратковременной подготовки в Москве его забросили в Ельский район родного Полесья. Его бойцам удалось не только разведать укрепления немцев в этих местах, но и узнать точные сроки гитлеровской антипартизанской операции "Винтер". Для этого немцев с исключительной дерзостью ловили в ноябре на холодных водах Припяти.
Колос, ставший после войны писателем и автором более двадцати книг, эту операцию описывал красочно: "В один из ноябрьских дней 1943 года оберштурмбанфюрер Штраус и его заместитель по агентурной разведке Гольдке в сопровождении усиленной охраны отправились в инспекционную поездку по своим гарнизонам. На двух катерах, вооруженных спаренными пулеметами, они плыли по Припяти. Деревья вплотную подступали к обрывистым берегам, образуя сплошную стену, и солдаты охраны напряженно всматривались в зеленые заросли: не скрываются ли в кустах партизаны?.. И действительно, недалеко от селения мы устроили засаду... Вот первый катер приблизился к нам. За ним - второй... Взвилась красная ракета. На немцев обрушился сильный ружейный и пулеметный огонь… Нам удалось выловить из воды немецкого офицера, от которого мы получили много ценных сведений о войсках противника, номерах частей и операции "Винтер".
В марте 1944 года разведгруппа Колоса высадилась в Налибокской пуще под Ивенцом. Полученные ею важнейшие данные очень помогли Красной армии в стремительной летней операции "Багратион". Разведчики сообщили точные сведения о линии немецкой обороны между Барановичами и Пинском, которые во время наступления помогли уничтожить укрепленные пункты гитлеровцев. Самой важной и известной впоследствии операцией молодого разведчика-белоруса стала его высадка в охваченной восстанием Варшаве. Командующий 1-м Белорусским фронтом Константин Рокоссовский отправил лейтенанта Колоса в оккупированную польскую столицу для установления связи с руководством повстанцев.
Двенадцать дней, с 21 сентября по 2 октября 1944 года, стали самыми сложными в жизни Ивана. При приземлении с парашютом он сломал руку, десантировавшийся вместе с ним радист сначала был тяжело ранен, а затем погиб от разорвавшейся мины. Колос сумел найти в Варшаве советскую радистку, которую забросили туда раньше, офицеры просоветской Армии Людовой предоставили ему помещение. Разведчик полностью выполнил задание командования и установил связь с руководством повстанцев из антисоветской Армии Крайовой (АК). С ним вел переговоры комендант Варшавского округа АК Антоний Хрущель, имевший псевдоним Монтер.
В своих показаниях по возвращении к своим, которые были оперативно отправлены Сталину, Колос подробно доложил обстановку в последние дни Варшавского восстания накануне капитуляции повстанцев. Он особо отметил враждебное отношение Армии Крайовой к Советскому Союзу: "Руководство АК по указаниям Лондонского правительства проводило открытую антисоветскую пропаганду среди повстанцев и населения. Выдвигался лозунг "Создание второго чуда на Висле", которое не должно было пустить русских в Варшаву… Реакционные элементы и в первую очередь боевая подпольная организация АК, так называемая ПКБ, проводили ярко выраженную националистическую политику. Все украинское население, оставшееся в городе, было вырезано или расстреляно. Силами ПКБ также были уничтожены остатки евреев, которых не успели уничтожить немцы. ПКБ проводила специальные облавы на русских военнопленных, вырвавшихся из немецкого плена, стремясь захватить заложников для последующего обмена с Красной армией".
Адъютант Монтера сообщил Колосу, что "необходимо немедленно уходить, так как готовится покушение против меня как представителя Красной армии. Оценив обстановку, я принял решение на выход... Спустившись в канализационный колодец, я прошел по трубам, по заранее разведанному мной пути, к Висле, переплыл реку и вышел на восточный берег в районе моста Понятовского". Переплыть с одной здоровой рукой реку с бурным течением было совсем непросто, да еще после перенесенной в Варшаве сильной контузии. Отважный разведчик был представлен к званию Героя Советского Союза, но награждение состоялось только в 1994 году уже в Российской Федерации. А в 2003 году герою был вручен белорусский орден Франциска Скорины.
Полковник Колос долгие годы служил в разведке и вплоть до своей кончины в августе 2007 года активно занимался литературным трудом. Его именем названа районная гимназия в Лельчицах.