31.05.2023 13:19
Поделиться

Пострадавшая от теракта в Волгодонске экономит на еде, чтобы оплатить коммуналку

В Волгодонске дом Людмилы Дубинской взорвали террористы. А когда она вернулась в родной Севастополь, где когда-то бегала девчонкой по узким инкерманским улочкам, оказалась в тупике: счета за коммуналку превышают пенсию.
Юлия Крымова/РГ

"Бегите, сейчас рванет!"

Как она попала в такую ситуацию и чем тут можно помочь? Позвонила, договорилась о встрече. Она ждала меня возле дома, опираясь на костыли.

В ее квартиру ведет отдельный вход из маленького дворика с лавочкой. По документам это даже не квартира, а комната в коммуналке. Предыдущие хозяева сделали к дому пристройку, в которой поместились кухня, санузел и комнатка. Это жилье Дубинская купила, продав трехкомнатную квартиру в Краснодаре, которую ей выдали взамен ее "трешки", уничтоженной взрывом. Спрашиваю, как судьба занесла ее в Волгодонск.

- Я родилась в Севастополе, все мои предки здесь похоронены. Мама была ветераном Великой Отечественной войны, - рассказывает Людмила. - Когда распался Советский Союз, мы с мужем служили на Черноморском флоте.

В Севастополе Людмила служила в штабе авиации флота в звании старшего сержанта. Редкая женщина, освоившая секретную навигационную систему "Чайка" для дальней связи с самолетами.

Пошли разговоры, что надо присягать Украине, менять гражданство. Ее супруг, донской казак, наотрез отказался, потому что присягу принимают один раз.

В 1993 году они продали квартиру и переехали на его родину, в Волгодонск, в тот самый злополучный дом 35 на Октябрьском шоссе. Жили в достатке, купили машину, растили двух детей. А 16 сентября 1999 года их дом взорвали террористы.

- Взрыв прогремел в 6 утра. Мы сами выбрались из-под завалов, спасали соседей, - вспоминает она. - Самое страшное было, когда подбежали к горящему подъезду, напротив которого стояла машина со взрывчаткой, из дома вывели мальчика в крови и кричали нам: бегите, сейчас рванет. И мы два квартала бежали кто в чем был, босиком, с детьми.

После произошедшего Людмила решила вернуться в Севастополь. Дочка отказывалась входить в любой дом Волгодонска, панически боялась, что его взорвут.

Как "трешка" превратилась в комнату

Пострадавшим выдали сертификаты на квартиры, которые можно было реализовать в любом городе. Жилье очень долго не выдавали, были конфликты. Началась длительная история с судами.

Сертификат она сдала в Краснодар в надежде, что сможет обменять свою квартиру на такую же в Севастополе. Тогда в Севастополе начали строить дома для военнослужащих ЧФ.

Квартиру в Краснодаре ей выдали в конце 2004 года. Продав ее, хотела купить однокомнатную в Севастополе. Но там в 2021 году подскочили цены на жилье. Пока продавала квартиру, однушки в Севастополе подорожали на 1,5 миллиона рублей. Денег хватало только на комнату. Добавить было нечего, кредит не давали, ведь она пенсионерка и инвалид.

- Предложили мне этот вариант, неплохой. По сути, небольшая двухкомнатная квартира, да еще и в центре, - говорит Людмила. - Хозяева это жилье летом сдавали, а зимой тут никто не жил. Поэтому отопления не было вообще. Мне хватало денег, чтобы купить квартиру и провести отопление.

У соседей по коммуналке тоже нет отопления, только электрообогреватели. В одной комнате живет мать-одиночка с тремя детьми, в другой - пожилая женщина, вдова ветерана войны. В квартире на общей кухне есть газ. Людмила предложила купить газовый котел и провести всем отопление, но соседи не захотели. Сделала только себе, электрическое.

- Жилье я купила в октябре 2021 года. Когда зимой стали приходить счета за электроэнергию по 14 тысяч рублей в месяц при моей пенсии 11 тысяч, я запаниковала. Дочь инвалид, у сына своих проблем хватает. Где взять деньги?

Дом с багажом

Дом 1953 года постройки, отопление в нем было печное. Но печи давным-давно не работают. Большинство жильцов установили в квартирах газовые котлы. А малоимущие не могут, это дорого. Вот и греются кто чем. По словам Людмилы, в их коммуналке коридор и кухня не отапливаются вообще, соседи обогревают только свои комнаты: так дешевле.

Дубинская вступила в новый бой с чиновниками. Сначала обратилась за субсидией на оплату коммуналки. Добавили к пенсии 800 рублей. А чем это поможет? 14 тысяч рублей - это только счет за свет, а еще вода, квартплата... Пыталась заключить социальный контракт по причине трудной жизненной ситуации, чтобы выплатить долг. Оказалось, ей не положено, потому что ее пенсия 12 800 рублей, а это выше прожиточного минимума на 300 рублей.

- А что у меня на жизнь ничего не остается, это никому не интересно, - недоумевает она. - В прошлом году как-то перебивалась, летом понемногу выплачивала долги за зиму. В этом году стало сложнее из-за проблем со здоровьем. За зиму накопился долг за свет около 30 тысяч рублей. Хотела взять кредит на погашение долга, но банк отказал. Сегодня получила уведомление, что мне отключат воду за долги.

От чиновников приходят неутешительные ответы. Говорят, что в дом нельзя провести отопление, это нецелесообразно, так как поблизости нет котельной. В подъезде уже не раз горела электропроводка. Госжилнадзор установил, что она не соответствует требованиям, но виноваты все равно жильцы, так как дают слишком большую нагрузку. А что им делать, если нет отопления?

Управляющая компания уверена, что в доме до сих пор печное отопление. А кто тогда чистит печные трубы, где сараи для дров? Видимо, УК и не знает, как люди там живут. И с этим букетом проблем дом поставили в очередь на капремонт на 2044 - 2046 годы, когда зданию будет без малого 100 лет.

Интересуюсь, может, стоит продать квартиру, раз тут столько проблем? Но если продать, денег хватит только на комнату. А тут хотя бы свой туалет и кухня. Людмила помнит, что ей присудили компенсацию - 1,5 миллиона рублей, которые должны выплатить террористы. Но, конечно, они эти деньги никогда не выплатят.

Все это из-за теракта

По логике чиновников выходит, что раз Дубинская по своей воле выбрала это жилье, то и с проблемами должна разбираться сама. Формально это так. Но не по-человечески.

Пока есть только один выход из ситуации. Когда жилье отапливается электричеством, должен применяться льготный тариф. Сейчас Дубинская платит восемь рублей за киловатт, а могла бы платить три. Для этого ей надо доказать, что у нее электроотопление. Управляющая компания этого делать не будет, ведь по документам в доме исправные печи. Дубинской надо самой заказать техпаспорт на свою жилплощадь. Только денег у нее на это нет.

- Мне общественники предлагали помощь, но я не хочу с ними связываться. Кто знает, какие у них цели, - говорит она. - Все должно быть по закону. Когда взорвали дом, нам обещали помощь и поддержку. И закон "О противодействии терроризму" гарантирует нам это право. Но от властей на местах этой поддержки не дождешься, скорее наоборот. Сейчас мне говорят: а что вы справку суете, это было 20 лет назад! Но я же остаюсь пострадавшей в теракте, этого никто не отменял.

Дубинская объясняет, что пострадавшие в теракте, даже те, у кого тяжкие травмы и увечья, получают скромные пенсии по основному заболеванию. Они просили принять закон о социальных льготах по аналогии с чернобыльцами. Проект и правда внесен в Госдуму, но так и не был принят.

У Людмилы по непонятным причинам разрушаются кости. Врачи ставят разные диагнозы, но связать болезнь с терактом не берутся.

- Гексоген был смешан с алюминиевой пудрой, - говорит она. - Четыре тонны гексогена взорвались возле дома, смешались с известкой, строительной пылью. И мы этой смесью надышались. Алюминиевая пудра оседает в костях. Человек нормально себя чувствует, пока организм не ослабнет из-за вируса или стресса. Моя мама умерла в 2010 году, и у меня стали разрушаться кости. Один врач мне так и сказал: "Вы же знаете, что у вас все это из-за теракта? Я не знаю, как вас лечить".

Она большой оптимист. Не привыкла жаловаться.

- Волгодонск научил, - говорит.

Тем временем

На запрос корреспондента "РГ" в департаменте городского хозяйства ответили, что для подключения дома к центральному отоплению нет технической возможности. Без объяснения причин. В прокуратуре Севастополя пообещали оказать содействие Людмиле Дубинской в получении льготного тарифа на электроэнергию и взяли этот вопрос на контроль.

После запросов "РГ" к Людмиле наведалась комиссия из профильных ведомств. Чиновники с порога заявили: зачем вы поднимаете шум, выносите сор из избы? Чем мы вам поможем, свои деньги заплатим? По словам Дубинской, ей пообещали помочь с оформлением техпаспорта на жилье. Заплатит она потом, в рассрочку. Также к ней должны прийти представители энергокомпании, чтобы реструктуризировать долг и составить график выплат, так как сама она из дома не выходит.