Уральцы выступили против добычи гранита вблизи дачного поселка

Иск к министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области подали в арбитражный суд жители дачного кооператива "Карасиха", расположенного в лесу близ Леневского водохранилища. Дачники требуют признать незаконной лицензию на разработку Анатольского месторождения гранита. То есть зарубить на корню саму возможность начать масштабную добычу строительного камня в экологически чистой, заповедной зоне.
Участок, где планируют добывать гранит, теперь просто выжженное поле.
Участок, где планируют добывать гранит, теперь просто выжженное поле. / Татьяна Андреева/РГ

Почему лысеет Леневка

Жители забили тревогу, когда в начале нынешнего года территория, считающаяся "зеленым щитом" Нижнего Тагила и одной из главных оздоровительных зон горнопромышленного района, начала быстро "лысеть". За пару месяцев под сплошную вырубку здесь попало 50 гектаров векового леса. Как выяснилось, это лишь треть площади, заложенной в проект освоения месторождения: чтобы добраться до подземных запасов гранита, необходимо вырубить 150 гектаров. Камень планируют добывать буровзрывным методом, здесь же его станут дробить в щебень и отправлять на строительство дорог, отделку зданий и т. д.

- Эта сосна, судя по годовым кольцам, почти 170 лет простояла в лесу, а ее пустили на пиломатериал, чтобы освободить место под яму для добычи щебня, - возмущается жительница "Карасихи" Ирина Горелых.

Штабеля из сотен бревен лежат на окраине поселка Леневка недалеко от Серовского тракта. Весь вырубленный лес компания, владеющая лицензией на добычу гранита, до сих пор не вывезла. У этих-то штабелей жители ближайших к вырубке поселков и сотрудники местных оздоровительных учреждений устроили в апреле акцию протеста. Сбор возмущенных общественников районные власти признали тогда незаконным митингом. Однако, чтобы не накалять обстановку, депутаты Думы Горноуральского округа приняли решение приостановить вырубку на неопределенный срок, пока компания не оформит все необходимые документы.

Компромат на капоте

Тут как раз вскрылись и нарушения. Как подтвердили "РГ" в областной прокуратуре, в проекте горнодобывающего, то есть потенциально опасного, предприятия, не была рассчитана и предусмотрена санитарно-защитная зона. Разработчики как бы не заметили жилые дома, находящиеся на расстоянии 400 метров от края планируемого карьера.

Как подтвердили в облпрокуратуре, в проекте горнодобывающего предприятия не была предусмотрена санитарно-защитная зона

- Наших домов попросту не было на плане технического проекта, хотя дачный кооператив здесь создан еще в советское время. Дома и земельные участки оформлены по закону, внесены в реестр. Из ближайших населенных пунктов в плане был указан только поселок Анатольская, что в трех километрах от разработки. Там железнодорожная станция, откуда будут отправлять щебень. Близость станции - экономический аргумент, и не пометить ее нельзя. А вот то, что гораздо ближе к карьеру находятся круглогодичный санаторий "Леневка", два детских оздоровительных лагеря, дачные поселки, - факт уже неудобный, потому, наверное, их предпочли не указывать, - излагает свою версию пробелов в географии житель "Карасихи" Ольга Титова.

История того, как дачники узнали такие технические подробности, буквально детективная. В ноябре прошлого года ничего не подозревающим обитателям поселка позвонили с неизвестного номера и сообщили, что на капоте машины оставлена флешка с документами по проекту освоения Анатольского месторождения. До этой минуты местные даже о его существовании не знали. В огородах, конечно, сталкивались с камнем: лопаты постоянно утыкались в гранитную твердь. Но на то он и горный хребет, а не черноземная долина.

- На флешке оказался пакет документов объемом 350 страниц. Когда прочитали - волосы дыбом встали. Даже не поверили в реальность подкинутого. Тут же начали атаковать запросами ответственные ведомства, от министерства природных ресурсов и депутатов до прокуратуры. Оказалось, да - есть план превратить чистейший уголок на берегу водоема в карьерную разработку, - вздыхает Ольга.

Карьер на карьере

Поясним: Анатольское месторождение разведано по поручению правительства региона еще в начале двухтысячных, госэкспертиза запасов произведена в 2006-м. По данным геологоразведки производительность карьера может составить до 500 тысяч кубометров строительного камня в год. И это не самые мощные залежи. К примеру, карьер у поселка Северка, что недалеко от Екатеринбурга, позволяет добывать более миллиона кубометров гранитного щебня в год. Месторождение близ Монетного разрабатывают с 2004 года - здесь производят до 1,4 миллиона кубометров щебня в год. Всего же на Среднем Урале добыча строительного камня официально ведется более чем в 60 карьерах. Нелегальных тоже немало: высокие темпы развития дорожного строительства в регионе и востребованность материалов в соседних областях стимулируют рост добычи, делают этот бизнес экономически привлекательным.

Почему же под топор попал столь ценный зеленый массив - неужели нет других месторождений? На очередной запрос в областное правительство тагильчанам пояснили, что камень здесь исключительный. После анализа десяти разведанных перспективных месторождений на Анатольском остановились из-за особого качества гранита.

Лицензия на разработку месторождения выдана коммерческой компании до 17 июля 2032 года, и жители всерьез опасаются, что за это время благодаря ее деятельности исчезнет не только лес, но и Леневское водохранилище - до сих пор самое чистое в округе, которое к тому же является резервным для обеспечения питьевой водой Нижнего Тагила.

- Перед разработкой любого месторождения законодательством предусматриваются общественные слушания, чтобы люди, проживающие рядом с будущим объектом, представляли, какие в результате предстоят изменения и для экономики территории, и для природы. Причем разговор должен быть не голословным, для этого в проект включают раздел "Оценка воздействия на окружающую среду", где по полочкам раскладывают, как повлияет разработка на лес, воздух, почву, наземные и подземные воды. Именно эти данные определяют будущую зону негативного воздействия, - объясняет Виктория Почечун, заведующая лабораторией оценки эколого-экономических ущербов Института экономики УрО РАН. - И жители населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от предприятия, должны вынести решение и зафиксировать его в официальном документе - протоколе общественных слушаний. Но, к сожалению, нередко компании такие мероприятия проводят формально.

Отстояли только от огня

Что воздействие может быть не просто негативным, но даже фатальным, уральцам продемонстрировала сама природа: недавно "Карасиха" едва не сгорела. Лесной пожар начался 5 мая за десять километров от дачного поселка, но пламя быстро дошло до той самой делянки в 50 гектаров, где вырубили лес для будущего карьера. Дело в том, что все товарные бревна компания еще по снегу вывезла к дороге, а оставшийся на лесосеке мусор, по свидетельству местных жителей, так никто и не убрал. Отметим: это обязаны делать лесозаготовители по ходу работ, а контролировать - лесная охрана. Вот подсохший сор и полыхнул: пламя взметнулось на три метра в высоту и пошло огненной стеной, подгоняемое порывами ветра. Сбить его удалось только водой, сбрасываемой с самолета, - остановили буквально в паре десятков метров от садовых участков.

- Борьба с огнем шла около суток. Детей и пожилых вывезли. В какой-то момент показалось: все, нет наших дач. Но чудом поселок удалось отбить, - вспоминает Ирина Горелых. - Гектары, где стоял вековой лес, сейчас как после напалма: до горизонта - черно-пепельный пейзаж из пеньков. И ведь никого за это не привлекут к ответственности.

Во всяком случае, никто точно не посыплет голову пеплом, хотя его здесь и много. Более того, огонь помог расчистить поляну под карьер: вероятно, теперь остановить его разработку активистам будет еще сложнее.

Тем временем

Следственное управление СКР по Свердловской области начало проверку работы щебеночного карьера близ деревни Коновалово городского округа Первоуральск после массовых жалоб местных жителей на постоянные облака пыли, накрывающие населенный пункт. Правоохранительные органы проводят расследование по признакам преступления, предусмотренного ст.251 УК РФ (загрязнение атмосферы).