Игроки рынка такси попросили отложить вступление в силу некоторых положений нового закона

С 1 сентября нынешнего года вступит в силу новый закон о такси, который весьма существенно изменит условия работы на этом рынке. Вопросы адаптации к ним обсудили в Екатеринбурге на X всероссийской конференции "Современное такси". Как показали дискуссии, многие участники мечтают отыграть назад - изо всех сил "жмут на тормоза", чтобы отложить вступление в силу некоторых пунктов нормативного акта.

В России около двух миллионов таксистов. И, по мнению экспертов, 60 процентов из них не в состоянии выполнить требования нового закона. Около 800 тысяч человек (те, что подключены к агрегаторам) осенью просто не смогут выйти на линию и потеряют источник дохода. С этим срочно надо что-то делать, заявляют участники рынка. При этом речь идет не об отмене тех или иных положений закона, а об отсрочке наступления ответственности.

- Регионы не готовы работать с агрегаторами в части реестра: так быстро его не составишь. Поэтому ответственность за необходимую передачу данных должна быть отсрочена, - считает, в частности, Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.

Пока, по данным директора службы "Максим" Максима Шушарина, на 50 тысяч водителей приходится только 55 человек, имеющих официальное разрешение на перевозку пассажиров легковым такси. Остальным еще только предстоит его получить. Кстати, передача информации о заказе водителю, не имеющему разрешения, не просто запрещена - фактически приравнена к противоправной деятельности. Если что - сразу последует блокировка, сетует Шушарин.

Также по новому закону все "извозчики" должны быть либо самозанятыми, ИП, либо официально трудоустроенными в таксопарках. Пока это не так. Мало кто готов и к серьезным тратам вроде обязательного приобретения полисов ОСАГО и соцстрахования.

- ОСАГО стоит от 70 тысяч рублей. А 80 процентов водителей - подработчики, которые совершают одну-две поездки в день. Если их отключат от транспортной системы, она просто встанет. Или обязательные медосмотры - сегодня их могут проводить только 5-7 организаций, водители их просто не найдут. И где пройти медосмотр в три часа ночи, если едешь в аэропорт? То же и по цвету машин: подработчик не станет перекрашивать свое авто. Цена вопроса - около 100 тысяч рублей, к тому же такую машину потом трудно продать. Нужно ввести мораторий на эти требования, - считает глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин.

Что касается медосмотров, то у них вроде бы появилась "удаленная" альтернатива. Как рассказала Ирина Зарипова, московские автопредприятия уже устанавливают специальные терминалы, где водители автоматически измеряют давление, температуру и получают разрешение на работу. Правда, она не скрывает, что это новшество увеличивает и стоимость поездки.

- Один терминал стоит 480 тысяч рублей. В Туле их уже применяют: только аренда обходится в 50 миллионов рублей в месяц. При этом там с 7 до 8 утра на линию выходят 300 человек, а в Екатеринбурге в часы пиковых нагрузок работают 5-10 тысяч водителей. Представляете, какая сумма дополнительных расходов потребуется? Главный вопрос: так ли вообще это необходимо? Напомню: обязательное прохождение медосмотра водителями требуют только четыре страны - Таджикистан, Казахстан, Беларусь и Россия, - рассуждает Максим Шушарин.

А вот техосмотр для таксопарков и так является нормой, ну а самозанятый водитель, привлекающий специалиста для техосмотра, - это абсурд, считает Шушарин. Он уверяет, что аварийность в сфере такси "исчезающе мала" - составляет тысячные доли процента.

Эксперты в целом солидарны. По словам директора Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилии Саранчук, на долю таксистов в Екатеринбурге приходится около 25 процентов всего пассажиропотока, это весомая цифра.

- Мы, безусловно, за учет и контроль. Но против зарегулированности, которая может вынудить водителей массово отказаться от работы, - сообщила она "РГ". - В таком случае мегаполису грозит настоящий коллапс. Общественный транспорт не сможет перестроиться в один момент, чтобы подхватить десятки и сотни тысяч клиентов такси. Среди них те, кто едет на работу, везет ребенка в школу или в кружки, возвращается домой из театров, торговых центров. А также пациенты поликлиник и больниц, отпускники, направляющиеся на вокзалы и в аэропорт, - список бесконечный.

По словам Саранчук, чтобы сохранить привлекательность работы в такси, необходимо сделать для самозанятых таксистов "нетяжелый" ОСАГО, использовать цифровые технологии в медицинском контроле и минимизировать все остальные требования.

Прямая речь

Дмитрий Гусев, первый зампредседателя комитета Государственной думы по контролю:

- Необходимо в Госдуме вместе с правительством создать специальную комиссию по реализации законодательства. Сделать так, чтобы требования закона о такси на первом этапе не были такими драконовскими. Надо смотреть, что нужно откорректировать в документе, чтобы он не оставил водителей без куска хлеба.