"Детективы в России процветают, но это касается ТВ и стримингов, где они занимают лидирующие позиции. В кинопрокате, в полном метре это штучный продукт. В Голливуде та же картина. Там есть отдельные полнометражные детективные хиты (фильмы Кеннета Брана по Агате Кристи, "Достать ножи" и другие), но в основном детективы - это сериалы. Важно учитывать, что детектив, в принципе, редко встречается в кино в чистом виде. Это жанр, в произведениях которого повествуется о расследовании загадочного происшествия, а под это определение может попасть и фильм, который позиционируется как боевик, комедия, триллер или хоррор", - рассказал Иван Кудрявцев.
В 2023 году в кино вышел один российский детектив - "Айта" Степана Бурнашева. Новинка якутского кинематографа собрала в прокате 25 млн рублей.
В среднем за год в прокат выходит пять российских детективов, некоторые из них добиваются солидных кассовых сборов (пик успешности - несколько десятков миллионов рублей).
В 2022-м успешными детективами были "Тень. Взять Гордея" (28 млн), "Казнь" (56 млн рублей).
В 2021-м и 2020-м детективов со сборами более 1 млн рублей не выходило.
Иная картина в онлайн-кинотеатрах. На "Кинопоиске" в десятке топовых сериалов с наибольшим количеством оценок на втором месте "Триггер" (не чистый детектив, но с детективной составляющей). Всего 730 тыс. оценок. Больше только у "Игры престолов".
Средняя оценка полнометражных детективов на "Кинопоиске" - 6,4. Это выше, чем у хорроров, триллеров, боевиков и фантастики.
Жанр с самым высоким средним рейтингом на "Кинопоиске" - нуар (7,4). А нуар - это почти всегда в том числе и детектив.
Средняя оценка детективных сериалов, по версии пользователей "Кинопоиска", - 7. Это выше, чем у приключений, боевиков, фантастики и ужасов, но ниже, чем у криминала и триллера (7,2). Правда, криминал и триллер - это зачастую те же детективы.
Среди самых популярных оригинальных проектов российских стримингов обязательно есть детективы. Вот примеры по конкретным кинотеатрам.
У IVI - "Тайна пропавшей деревни", "Пробуждение", "Замерзшие", "Пансион", "Райцентр".
У "Кинопоиска" - "Триггер", "Топи", "Фандорин. Азазель", "Водоворот", "Нулевой пациент".
У Okko - "Агеев", "Чикатило", "Оффлайн".
У Wink - "Мерзлая земля", "Фишер".
У Start - "Контейнер", "Самка богомола", "Медиатор", "Шерлок в России".
У Premier - "На страже пляжа", "Художник", "Сны", "Мертвое озеро".
О популярности детективов говорит и то, какое место они занимают на федеральном ТВ. Единственный конкурент - мелодрамы, но детективы лидируют в сериальном показе. "Тайны следствия", "Каменская", "Ищейка", "Журов", "Исаев", "Палач", "Налет", "Следователь Тихонов" - лишь несколько примеров. Некоторые из них, как "Тайны следствия", в эфире уже более 20 лет. При всей популярности их сложно назвать "культовыми" - культовость подразумевает сплоченную группу почитателей, а эти сериалы скорее народные хиты, которые смотрели миллионы.
Треть книжных бестселлеров в России - детективы. Самые продаваемые российские авторы последних лет - сплошь детективщики: Борис Акунин, Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Полякова. Но эти народные хиты лишь изредка становятся основой для фильмов и сериалов. В этом смысле больший потенциал видится у менее раскрученных, но более сложных авторов, например, Владимира Евменова, лауреата премии "Русский детектив". В отличие от классиков жанра, его книги мрачные и пугающие. "Охота на вепря" Евменова стала одним из финалистов "Лаборатория саспенса. Экранизации", которую запустили холдинг "Цифровое телевидение" и издательский дом "Эксмо-АСТ". Теперь кинематографисты будут готовить свои варианты экранизации этой и других остросюжетных историй, чтобы получить возможность снять картину по произведению.
Карен Шахназаров, глава киноконцерна "Мосфильм":
"Детектив - очень популярный жанр, потому детективные фильмы будут сниматься во все времена. К тому же там много подвидов - приключенческий детектив, политический детектив и проч. Так что ничего удивительного, что в России снимается много детективов, среди которых есть и весьма приличные - например, сериал о майоре Черкасове ("Мосгаз"), "По законам военного времени", "Черное море". Все зависит от режиссеров, которые берутся за такие истории.
Почему лично я взялся за детектив? Наверное, потому, что в моей обширной фильмографии присутствуют все жанры, включая музыкальные фильмы и комедии, а вот детективного фильма пока не было. Смысл режиссуры, мне кажется, и в том, чтобы пробовать себя в разных жанрах. Мне хотелось снять что-то приключенческое, с хорошим финалом, чтобы зритель получил удовольствие. А сам фильм "Хитровка. Знак четырех" возник из идеи соединить прозу Владимира Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву в книге "Москва и москвичи", с сюжетами Артура Конан Дойла. Тут сошлись и личные литературные предпочтения, и профессиональный режиссерский интерес - снять детектив".
Из-за того, что Стивен Кинг, Роберт Гелбрейт (псевдоним Джоан Роулинг) и другие западные детективщики отказались продолжать сотрудничество с российскими издательствами, доля отечественного детектива на полках может вырасти.
Телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" к выходу фильма "Хитровка. Знак четырех" предложил своим зрителям в соцсетях назвать лучшие советские детективы. В результате опроса получился топ-10 любимых детективных картин.