Юлия Немчина: "Не хотелось бы даже представлять детство, в котором нет анимации"

1 июня - Международный день защиты детей. Специально к этому празднику IPQuorum поговорил с Юлией Немчиной, чья профессия - делать детство интересней и ярче. Дело в том, что Юлия - генеральный директор группы компаний "Рики", одной из самых успешных анимационных студий в стране. Благодаря "Рики" в нашей жизни появились "Фиксики", "Малышарики", "Финник" и, конечно, "Смешарики", которые в этом году празднуют юбилей: им исполняется 20 лет.
Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

- Юлия, 1 июня - День детства. Но давайте представим, что мы живем в мире, в котором анимации нет. Каким бы было наше детство без мультиков?

- Если честно, я бы не хотела представлять такое детство. Я в анимации уже 16 лет, и жить без нее мне было бы трудно. Кстати, само слово "анимация" происходит от латинского "дарование жизни, оживление, одушевление", так что какой бы была наша жизнь без всего этого? Конечно, серой и скучной. И для того, чтобы этого не случилось, группа компаний "Рики" (как и другие анимационные студии) каждый день творит волшебство: создает уникальные миры в своих проектах.

Что же касается Дня защиты детей, то, пользуясь случаем, не могу не поздравить всех без исключения с этим прекрасным праздником! Потому что в каждом из нас (я в этом уверена!) живет ребенок, помогающий нам делать добрые дела и смотреть на мир с открытым и чистым сердцем.

- Тогда давайте спросим вашего внутреннего ребенка: какие мультики ему нравятся? Я, например, когда маленькая была, кукольную анимацию почему-то не очень любила…

- Анимационные мультфильмы мне тоже нравились больше - я их попросту обожала (хотя сейчас к кукольным проектам отношусь с невероятным уважением: это огромный труд, требующий кропотливой работы). Смотрела же я чаще всего нашу классику: старые советские мультфильмы Хитрука, Норштейна, Шварцмана… И меня радует, что некоторые из их историй сегодня получают продолжение. Ну а в последние лет десять я больше смотрю контент нашей компании - и делаю это вовсе не по работе, а ради удовольствия. К примеру, мне очень нравятся "Фиксики" и "Финник" - как и моей дочери, впрочем.

- А как вам кажется, современные мультфильмы чем-то отличаются от советских?

- Техникой отличаются, безусловно. Сегодня она на таком уровне, что способна создавать на экране ожившую сказку. Особенно это касается 3D-формата: благодаря ему ребенок полностью погружается в волшебный мир, из которого и выходить не хочется. В советской мультипликации такого погружения не было: тогда создавались очень красивые и добрые мультфильмы, но степень вовлеченности ребенка все-таки была немного другой.

Плюс сегодня очень важной становится функция эдьютеймента. Взять хотя бы "Фиксиков": они развлекают и обучают одновременно, причем говорят о чем-то серьезном максимально ненавязчиво. Раньше такой подход встречался в анимации гораздо реже.

- Но почему дети так любят мультфильмы? Никогда не задумывались?

- Знаете, самой важной фокус-группой для меня всегда была моя дочь: на своем ребенке (и на детях моих родственников и знакомых) я протестировала много наших проектов. Поэтому точно могу сказать, что маленького зрителя в первую очередь привлекает возможность окунуться в сказку. Ребенка притягивает волшебство, которое он видит на экране: и через него он начинает себя ассоциировать с какими-то волшебными персонажами, перевоплощается, находит себе анимационных друзей и т. д. Для юного воображения это очень важно.

- Производство мира волшебства мы можем называть бизнесом? Или творчества в нем все-таки больше?

- А вот тут как раз нужна золотая середина. Заниматься только творчеством или бизнесом аниматоры сегодня не могут. Так что я бы назвала анимацию "творческим бизнесом".

Именно поэтому в ГК "Рики" бизнес дополняет творчество и творчество дополняет бизнес. Это сообщающиеся сосуды. Как бизнесмен ты обязан правильно позиционировать свой продукт: выделить преимущества, которые делают его конкурентоспособным. 8Но ты никогда не сможешь этого добиться, если твой контент не обладает уникальными чертами. Так что бизнес и творчество вдохновляют и помогают друг другу, идут рука об руку.

- Но любая компания, что-либо производящая - йогурты или мебель, - позиционирует свой товар как уникальный. Тогда чем управление мебельной фабрикой или молокозаводом отличается от руководства анимационной компанией?

- Так как я пришла в анимацию из совсем другой индустрии, то знаю ответ на этот вопрос. (Улыбается.) Отличается прежде всего живейшим откликом, который мы получаем от фан-сообщества. Понятно, что производители йогуртов могут зайти в интернет и прочитать отзывы на свой продукт. Но зрительская реакция - это совершенно иное. Особенно, если ты занимаешься проектом, на котором выросло несколько поколений - к примеру, теми же "Смешариками". Фан-сообщество этих "кругляшей" огромное! И все ждут каждую серию, активно обсуждают нюансы, переживают за героев, сочувствуют им… То есть, по сути, мы постоянно сталкиваемся с открытыми сердцами наших зрителей - такого нет ни в одном другом бизнесе. И это бесценно.

- А работа с художниками? Они же люди творческие. Допустим, вам кажется, что персонаж должен быть похож, условно говоря, на Чебурашку, а художник уперся - и ни в какую…

- Тут все просто. Я экологичный гендиректор - и в творческую составляющую никогда не лезу. К тому же у нас в компании работают настоящие творцы, чей авторитет очень высок в анимационной индустрии и проверен годами - так почему же я должна им что-то указывать?! Но я могу высказать свое мнение по поводу каких-либо лицензионных товаров. К примеру, разрабатывается для лицензиата упаковка фирменных кексов. А мне представленный образец почему-то не нравится: условно говоря, цвет не соответствует сегодняшним трендам. Тогда я могу сказать, что выбранное цветовое решение не слишком корректно. Но даже в таком случае я стараюсь не говорить категоричное "нет", а обсуждаю ситуацию с коллегами.

Более того: я прекрасно понимаю, что у людей должна быть мотивация к тому, что они делают. Поэтому нельзя им постоянно обрезать крылья и говорить "здесь плохо, здесь плохо". Я предпочитаю формулировку "Ты молодец, но давай-ка еще докрутим".

- Юлия, тогда давайте поговорим о "Смешариках". 20 лет - солидный возраст даже по человеческим меркам. Как проекту удается сохранять живость и непосредственность, которые были у него еще при "рождении"?

- "Смешарики" - это настоящий феномен! И, как мне кажется, секрет их в том, что они вне трендов. У их создателей никогда не было целей гоняться за модой, откликаться на новые веяния… Они менялись, но всегда оставались классикой. Так что мы просто стараемся делать максимально качественный продукт, а не угождаем аудитории. Как говорится, мы не гоняемся за трендами, мы их задаем.

- Я правильно понимаю, что юбилей ГК "Рики" собирается отмечать с размахом?

- Да, у нас планируется много активностей. Одной из них станет выставка, которая заинтересует не только детей, но и взрослых (ведь "Смешариков" любят разные поколения зрителей). Территория выставки будет разделена на тематические круглые пространства, посвященные разным персонажам: Нюше, Лосяшу, Копатычу, Барашу, Крошу и т. д. Каждая такая зона прорабатывалась досконально: там будет много деталей, имеющих отношение к героям. Плюс появится отдельное пространство, рассказывающее об истории создания проекта. В нем можно будет увидеть какие-то редкие эскизы, артефакты. Также мы презентуем авторский взгляд на "Смешариков" от популярных художников, таких как Миша Most, Саша Фролов, Zak Mini Monster, Дима Шабалин и т. д. Открытие состоится 8 июня в Москве, на территории арт-пространства "Хлебозавод". Сопродюсером мероприятия выступает бюро PLANET9, а в роли куратора - известный искусствовед, автор многих выставочных проектов в России и Европе.

А уже 19 октября на большие экраны выйдет юбилейный киноальманах о жителях Ромашковой долины. Это будет сборник короткометражных фильмов хронометражем по 14 минут. Каждый из них будет сделан в уникальном жанре, и в каждом будут отсылки к шедеврам мирового кинематографа.

- Активности такого рода, а также производство сопутствующих товаров - насколько важны для популяризации фильмов и сериалов?

- На сегодняшний день без них нельзя. Это один из инструментов продвижения контента, а популярный контент всегда привлекает лицензиатов. То есть одно вытекает из другого. Поэтому в нашей компании есть отдельное структурное подразделение, занимающееся лицензиями наших брендов от лица группы компаний "Рики". Это "Мармелад Медиа".

- Не так давно ГК "Рики" объявила о том, что выходит на территорию игрового полного метра. Я говорю о фильме "Малышарики. День рождения", который уже запущен в производство…

- Мне кажется, появление такого фильма - вполне логичный шаг в истории развития проекта. "Малышарикам" в этом году исполняется восемь лет, и нам показалось, что пришло время для выхода на новый уровень. Им должен стать проект "Малышарики. День рождения" - игровое кино с большим количеством анимации. Его релиз запланирован на осень 2024 года, а главные роли сыграют Константин Хабенский и Елизавета Боярская.

- Но почему все-таки игровое кино? Все профессионалы, работающие с детским контентом, говорят, что дошколята не очень-то охотно смотрят игровые фильмы: им больше нравится анимация…

- Мы бы хотели, чтобы "Малышарики. День рождения" стал первым фильмом, который малыши увидят вместе с родителями на большом экране. Пусть для них это будет чем-то вроде знакомства с миром игрового кино, а их проводниками в этот мир станут уже знакомые и любимые анимационные персонажи.

- Юлия, и напоследок давайте поговорим о ситуации, которая сложилась в отечественной анимации за последние полтора года. Как я понимаю, положение не из легких.

- Да, но драматизировать я бы точно не стала. Одна из проблем связана с тем, что западные мейджоры ушли с нашего рынка, и из-за этого сформировалась ощутимая нехватка контента, в том числе анимационного. Чтобы заполнить пробел, нужно время. Только представьте: шесть минут анимации создаются от трех до шести месяцев, а полнометражный фильм - три-четыре года. Плюс дает о себе знать нехватка специалистов, которые теперь должны компенсировать этот контент в огромных масштабах. Но я бы не стала называть эти проблемы катастрофичными: скорее, это время возможностей. Думаю, ГК "Рики" может много сделать, чтобы образовавшуюся нишу заполнить. Да и другие крупные компании тоже.

- Но есть мнение, что уход западных конкурентов может привести к падению качества…

- Контент западных мейджоров по-прежнему остается для нас той планкой, к которой мы стремимся. К примеру, наш "Финник" специально создавался так, чтобы соответствовать международному уровню. Мы хотим, чтобы наш зритель получил картинку такого же качества. Поэтому мы смотрим на технологии западных игроков, на их приемы, учимся у них ежедневно. Назад пути нет. Нам необходимо соответствовать заданной планке.

- Вы говорили о нехватке кадров. Каким должен быть молодой аниматор, приходящий на работу в ГК "Рики"?

- Мы крупная компания, которая не стоит на месте, а развивается с космической скоростью. Уже сейчас у нас за плечами 1700 минут анимации - это невероятно крутая цифра. При этом мы постоянно наращиваем мощности, так что новые люди нам нужны. И не просто талантливые аниматоры, а сверхспециалисты. Их подготовкой мы очень долго занимались сами: открывали наборы на собственные курсы и взращивали аниматоров под себя. Ребята у нас учились - а потом самые перспективные получали работу. Надеюсь, такая практика у нас будет и в будущем. Думаю, что хорошим вдохновением для будущих аниматоров может стать наша выставка "Смешарики. Искусство быть круглым".

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.