- Разве ж я не понимаю, у меня ведь у самого сейчас жена беременная осталась на Украине, - говорит "Российской газете" военнопленный Антон Саламаха. - Дети тут ни при чем, их дико жалко, они должны были жить. Очень сожалею.
- Я смотрю на портреты погибших детей, и еле сдерживаюсь, чтобы не заплакать, - говорит нам другой пленный, Евгений из села Константиновка. - Я чувствую большую боль, и конечно чувствую свою вину.
Парк имени Щорса в Луганске - детский. И потому именно здесь девять лет подряд каждый год в день защиты детей собирается множество народа, чтобы почтить память погибших от украинской агрессии луганских деток. Сегодня известны имена более семидесяти юных погибших луганчан, причем от некоторых не нашли даже останков. Самому маленькому из них было 27 дней.
И каждый год высаживаются здесь, у памятного знака "Погибшим детям Луганщины", новые деревья с новыми табличками. Это катальпы, весной они расцветают белыми красивыми цветами как знак безгрешности погибших душ. На этот раз деревья сажали пленные - как символ их раскаяния. А десятки луганских детей стояли с табличками, на которых - имена и портреты их погибших ровесников. По принципу "Бессмертного полка", только тут - "бессмертный детский сад". И - "бессмертная школа".
И плыла над парком сочиненная на Донбассе и про Донбасс песня, которую выводили тонкие детские голоса: "Прими, Господь, детей невинных души. И обрати их в ангелов своих".
- Моей доченьке было 10 лет, сыну 11, - рассказывает "Российской газете" Валентина Кальзина. - Мы прятались в Рубежном в подвале от украинских обстрелов, хотели выехать, да уже было невозможно. И вот представляете, когда казалось бы, все уже кончалось, выбрались на поверхность, взрывы - и деток нет.
На митинге говорили: Дети безгрешны. И преступления украинского режима, военные преступления фашистского геноцида должны быть наказаны. И не смолкала песня: "За тех, кто не прорвался сквозь войну, нам всем нести и память и вину".
- Мы не вернем к жизни наших ангелов. Не сможем восполнить горечь утраты. Но мы можем и должны показать всему миру последствия агрессии официального Киева, - говорит уполномоченный по правам человека в Луганской республике Виктория Сердюкова. - На протяжении девяти лет мы собираем доказательства военных преступлений, и будем продолжать это делать. Пусть западные политики посмотрят на фотографии этих погибших детей, и может быть, они поймут, что их амбиции и политические игры не стоят самого святого - детских жизней. Они должны понять: если вы не остановите эту войну на Донбассе, она обязательно придет в ваш дом.
Люди расходились, а по парку все еще разносилась песня детского хора: