Сначала только ученики Христа, апостолы, а потом и все человечество, все мы, узнали великую, трудно постижимую для нашего ума тайну природы Бога. То, что Бог Един в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
В России День Святой Троицы всегда любили, его отличала какая-то своя, особая атмосфера. Может, из-за сложившейся традиции украшать на праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках, и священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство неслучайно: в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествие на апостолов Святого Духа, а Святой Дух называют "Подателем жизни". Так что символика прозрачна: зелень привносит в церковную строгость не просто праздничность, она наполняет храм биением жизни молодого лета.
Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы, навсегда запомнит буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято, бережно хранить - до следующего праздника.
Раньше Троицу и чествовали не только во время богослужения - весь день! Весь День Святой Троицы был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничной службы в церкви радость выплескивалась за стены храмов - в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда "гулять" означает пьянствовать. Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги - тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол был пышным, праздничным, а вот пьянства не было.
Троицын день был праздником общения, объединения радостью: начавшееся лето обязывало к работе, Троицын день - праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра, 5 июня, в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога - Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал - общались. Объединенные радостной тайной - явлением миру Богом Своих Лиц.
Но как же произошло событие, которое мы отмечаем в этот день? Вот что рассказывает нам Книга Деяний святых Апостолов. На пятидесятый день после Воскресения Христа, через десять дней после Его Вознесения на небо, ученики Иисуса собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия. В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Иисуса. В этот день в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу - праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди "из всякого народа под небом". Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сообщает евангелист Лука, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились". "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
Ветер, огонь, шум небесный были видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии на апостолов Святого Духа они получили особые дары: дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих. Евангелист Лука приводит интересную деталь: когда после сошествия огненных языков ученики Христа заговорили на разных наречиях, кое-кто стал насмехаться над апостолами, говоря, что "они напились сладкого вина". Но тут поднялся Петр и начал проповедь. Он сказал, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресении вознесся на небо и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на всех, что люди уверовали и начали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа".
Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч. Так вот, День Святой Троицы - это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени - было явлено Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух.
Праздник Троицы считают также и Днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" среди разных народов: каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол в переводе с греческого означает "посланник").
Удивительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома - Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это свидетельствовало о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармоничность и естественность образа рублевской Троицы (список иконы был в каждом храме) связана с тем, что Андрей Рублев с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога - Его Триединству.