Постановка представляет собой эксперимент, в котором тексты Максима Горького читают под музыку любимого композитора писателя - Эдварда Грига. Также задействованы русские народные песни. Поставлен спектакль был год назад для фестиваля "Горький в Парке Горького" режиссером Мариной Брусникиной.
"Я предложил ей, давай сделаем какую-то литературную композицию по этапам биографии Горького", - рассказал Евгений Миронов. - Она долго не отвечала. А потом говорит, у меня не получается, он настолько противоречивая фигура. Давай, почитай два рассказа "Страсти-мордасти" и "Рождение человека". Я к своему стыду их не знал, гениальные просто! Ну зачем нам идти по биографии? Вот, где Горький настоящий! Парадокс, но истории про очень сложную жизнь людей сочетаются с музыкой Грига".
Казанская публика смогла в этом убедиться. При всей кажущейся пестроте состава: актеры, музыканты оркестра и фольклорный коллектив "Комонь" спектакль получился цельным и органичным. Рассказы, которые легли в его основу, созвучные и в то же время, разные по настроению.
В рассказе "Страсти-мордасти" главный герой - мальчик-инвалид, которого растит мать, пьяница и проститутка. Живущий посреди кромешной тьмы ребенок умудряется сохранить абсолютную чистоту. Он любит и ничуть не осуждает мать, с жадностью и восторгом наблюдает за жизнью в грязное оконце, умеет радоваться любой мелочи. И все же при всей силе его духа, очевидно, что мальчик обречен. И это ощущение безысходности, несовершенства мира, казалось бы, должно раздавить зрителя, но здесь на помощь приходит Григ с "космической природой музыки", по определению Евгения Миронова. Она придает рассказу метафизическое измерение, позволяет как бы приподняться над этой историей, взглянуть на эту историю, если угодно "глазами" Бога.
Рассказ "Рождение человека" лишен этих нот уныния, он жизнеутверждающий, да действие разворачивается не в грязной лачуге, а в живописной осенней Абхазии. Здесь музыка Грига вновь вступает в волшебную реакцию с текстом. Довольно физиологично описанное Горьким появления на свет ребенка обретает масштаб таинства, вселенского чуда.
Особую роль играет в спектакле ансамбль "Комонь". Они вступают, когда тот или иной герой рассказа начинает петь, как бы подхватывая и развивая, лишь обозначенную автором сцену. Но артисты не просто занимаются музыкальной иллюстрацией рассказов, а передают необходимое ощущение русского простора, народной тоски. А в произведениях Грига этого, при всей его гениальности, конечно же, не расслышишь.