04.06.2023 00:11
    Поделиться

    Из Новосибирска в китайский Урумчи вылетел первый прямой рейс после пандемии

    Первый с весны 2020 года прямой авиарейс из Новосибирска в Урумчи (Китай) отправился из Толмачево в 3.43 по местному времени в воскресенье, четвертого июня.
    Вылет рейса задержался, но настроения пассажирам это не испортило.
    Вылет рейса задержался, но настроения пассажирам это не испортило. / Нина Рузанова

    Миловидная китаянка Тянь Кайсюань (она своей рукой написала свое имя в моем блокноте) четыре года не была дома. Четыре года! И для нее первый после пандемии прямой авиарейс из Новосибирска в Урумчи - грандиозное событие.

    Кайсюань работает в Барнауле заместителем директора фирмы, которая торгует с Китаем зерном. В ночь на воскресенье, 4 июня, она ждала посадки в самолет и очень радовалась тому, что уже через 2,5 часа окажется на родной земле.

    Из Барнаула в Новосибирск, на рейс в Урумчи приехала целая группа соотечественников Кайсюань. Один из них - студент первого курса Алтайского государственного университета Ван Чживэнь (он тоже пишет имя мне в блокнот и проговаривает его по слогам - для верности).

    Чживэнь говорит, что учится в Барнауле на "философа" - и надеюсь, что это правда. В Институте гуманитарных наук АлтГУ действительно есть кафедра философии - но принимают ли туда китайских студентов, не очень ясно. "Философия? Серьезно? На русском? - переспрашиваю я. - Я русская, и то не поняла бы ничего!" - "Да я ничего и не понимаю", - смеется в ответ студент, который дома не был больше года. "Мы все здесь философы", - поддерживает его соотечественник - директор фирмы-зернотрейдера…

    Рейса в Урумчи они действительно дожидались с философским спокойствием. Во-первых, он должен был вылететь еще неделю назад, но его отложили. Во-вторых, и третьего июня, в день вылета, стало известно, что он задерживается почти на четыре часа.

    Но эта задержка не могла испортить настроения пассажирам - ни китайцам, ни россиянам, которых на борту Boeing 737-800 оказалось примерно 50 на 50.

    Надо отметить, что гражданам КНР попасть на борт было проще: "Мы сами себя приглашаем", - объясняла мне ситуацию с визами Кайсюань. Виза на родину - без проблем, у того же Чживэня есть студенческая. Россияне же в нынешней ситуации могли устроить соревнование - кто сумел больше сэкономить на оформлении индивидуальной визы, без которой сибиряки в Китай попасть пока не могут. Раньше, до пандемии, действовала полезная штука - так называемый "групповой безвиз". Тогда можно было приобрести путевку в Китай через турагентство и вылететь без визы в составе группы. Это был обмен туристическими группами по соглашению между двумя государствами, и он, увы, пока не "ожил". В результате подавляющее большинство россиян (за исключением жителей нескольких приграничных регионов) вынуждены оформлять индивидуальные туристические визы. Это долго. Как минимум два месяца. И очень дорого! Посредники просят за одну, самую простую, визу до 40 тысяч рублей. Именно столько заплатили Павел и Анна, супружеская пара из Томска, которые вылетели в Урумчи за оборудованием для металлообработки - семейный бизнес, берущий начало до 2019 года. "С тех пор цена оформления визы у посредников выросла в 10 раз, хотя государственная пошлина осталась прежней", - констатирует Павел.

    Студент Алтайского госуниверситета Ван Чживэнь не был дома больше года. Фото: Нина Рузанова/ РГ

    Удачливее оказались туристы из Новосибирска Денис и Сергей - им одна виза обошлась всего в 20 тысяч рублей. Сергей называет фирму, у которой по сравнению с другими умеренные аппетиты (мы не назовем, иначе нас обвинят в рекламе), и говорит, что ее подсказали китайцы - связями новосибирцы обзавелись еще в допандемийный период. "Мебель там для себя заказывали, и не только, - рассказывает Сергей. - Сейчас летим посмотреть - как там?"… Надо сказать, для новосибирцев Урумчи - самое ближнее "дальнее" зарубежье. В этот торговый город летали и за покупками, и отдохнуть. Туры "челноков" в Урумчи еще в начале 2000-х были мощной индустрией. Удастся ли вернуть былой размах? На это надеются в авиакомпании S7, запустившей прямые рейсы из Новосибирска в Китай. Как сообщили "РГ" в авиакомпании, до пандемии самолеты S7 летали в Китай по 10 направлениям, и это был рекордный показатель для российских авиаперевозчиков. В 2020 году программа была свернута, и вот сейчас, спустя три с лишним года, для сибиряков возобновлены рейсы в Пекин (из Новосибирска и Иркутска дважды в неделю) и в Урумчи (из Новосибирска один раз в неделю). Рейсы востребованы - билетов в Урумчи эконом-класса (от 20 тысяч рублей) на следующую субботу в продаже уже нет, остался только дорогой "бизнес-класс.

    Рейсы востребованы - билетов экономкласса (от 20 тысяч рублей) на следующую субботу в продаже уже нет, остался только дорогой бизнес-класс

    Горячо приветствуют возвращение прямых рейсы и в туротрасли. Как рассказала "РГ" исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций Светлана Фоменко, до пресловутой пандемии количество туристов из Китая в Новосибирске росло буквально в геометрической прогрессии - столица Сибири интересна туристам из этой страны. Сейчас, по словам Светланы Фоменко, идет работа над возобновлением обмена тургруппами - то есть "группового безвиза". Списки уполномоченных туроператоров китайской стороне поданы, осталось дождаться решения, проработать дорожную карту, и поток туристов в обе стороны заметно расширится. Светлана Фоменко предположила, что это произойдет через два-три месяца. Ну а прямое авиасообщение - первая ласточка.

    Еще серьезнее настроен Виктор Данн, руководитель турфирмы "Олимпия Райзен Сибирь" и председатель комитета по международному сотрудничеству, продвижению территорий, развитию въездного и внутреннего туризма Новосибирской ассоциации туристских организаций. Он подчеркивает, что туризм - это не только инструмент экономического развития территорий, но и институт народной дипломатии в чистом виде: именно туристы делают страны ближе. Сейчас, когда отношения между Россией и Китаем вышли на новый уровень, пора отказаться от бюрократических препон и ввести полностью безвизовый режим между Россией и Китаем, считает Виктор Данн. "Зачем нужны искусственные преграды? - спрашивает он. - Нужно просто открыть границы! Если это сделано для нескольких регионов, так почему бы не сделать следующий шаг? Ведь Россия единое пространство!" Виктор Данн абсолютно прав. Даже несколько пассажиров, которых корреспондент "РГ" "поймал" у стойки регистрации рейса, стали примером того, как разнообразны и глубоки связи России и Китая. Это и образование, и бизнес, и торговля. И чем свободнее будет посещение Китая россиянами, тем больше родится инвестиционных проектов, и тем больше пользы это принесет государствам и их жителям.

    Поделиться