Вскоре выяснилось, что в Сербии много автозаправок "Газпром-нефти" и подконтрольной ей местной энергетической компании "НИС". Мы останавливались на двух из них на разных участках пути - и должен сказать, что они определенно пользуются популярностью: как выяснилось, заправляться российским топливом предпочитают очень многие местные и проезжающие туристы. Кстати, и сама трасса на выезде из Белграда несказанно порадовала: мы плавно неслись по скоростной магистрали "Милош Велеке", которая была построена совсем недавно и охватывает участок от сербской столицы до Чачака.
Чем ближе была административная линия с Косово, тем больше гор становилось вокруг. Примерно на полпути встретился и Ибар - та самая река, которая протекает по территории края Косово и Метохии. Ее мутные воды змейкой пробегали то слева, то справа - словно показывая дорогу в сторону административной линии. Примечательно, что в соседствующих с Косово муниципалитетах (в частности, в Рашке) нам так и не встретились ни сербская армия, ни какие бы то ни было намеки на ее присутствие здесь. Хотя, как известно, вооруженные силы Сербии размешены в непосредственной близости к Косово и приведены в состояние полной боеготовности.
Прибыв на "Яринье" - главный контрольно-пропускной пункт, позволяющий попасть в Косово и обратно, я немного удивился. Честно говоря, было ожидание чего-то более масштабного: на деле же оказалось, что "Яринье" представляет собой примерно этакую 50-метровую синюю автобусную остановку, по форме частично напоминающую чайку - потому что крыша не покатая, а задранная вверх. Под всей этой конструкцией разместились десятки бытовок сродни тем, что можно увидеть на любой стройке. С одного края административной линии находится сербское КПП, в конце этой "остановки" - албанцы.
К слову, очереди совсем небольшие: порядка 7-10 машин на въезд в Косово, еще меньше автомобилей - на въезд в Сербию. Никакой толкучки или признаков каких-то транспортных проблем из-за недавнего обострения. Все чинно и спокойно. Попытка поговорить с сербскими полицейскими на КПП оказалась неудачной: вышедший навстречу командир дал понять, что без разрешения от МВД Сербии нельзя ни снимать рядом с КПП, ни брать никакие интервью у самих полицейских. Повсюду камеры, и сербские правоохранители не хотят получить "по шапке" - и их прекрасно можно понять. Поэтому пришлось отойти подальше (издали делать фото не запрещали) и целиком сконцентрироваться на общении с главными действующими лицами - сербами, пересекающими административную линию.
Кстати, около "Яринье" находится небольшое кафе - именно оттуда я и начал общаться с путниками. В кафе встретился мужчина, которого не пропустили в Косово, поскольку у него не было нужных документов, и он просто ждал транспорта, который должен был его забрать. От отчаяния ли или от радости встретить русского, этот гражданин предложить выпить ракии - разумеется, пришлось тактично отказаться. Пообщавшись с другими путниками, выяснил, что сербов не пропускают в Косово по паспорту - нужна национальная идентификационная карточка (своего рода ID). У другого серба попросили дополнительную доверенность. Однако это все единичные случаи: как выяснилось, никаких дополнительных "палок в колеса" всем поголовно не вставляют.
Куда интереснее другая деталь, связанная с автомобильными номерами. Все без исключения водители заклеивали свои номера. Сербы - перед въездом в Косово, албанцы - перед въездом в Рашку. Уже выезжая из Косово, сербы эти наклейки отрывают выбрасывают. Таковы правила, и все их твердо придерживаются. И только мимо пробегающей собаке никакие наклейки не нужны: кажется, она в любой момент может пересечь административную границу, и никто ей слова не скажет.
Вообще общаться с проезжающими сербами было непросто. Половина из них отказалась разговаривать: кто-то стеснялся, кто-то торопился, а кто-то попросту не хотел говорить. Те же, кто соглашался коротко побеседовать, подчеркивали: никаких серьезных трудностей при пересечении административной линии сейчас нет. И сама ситуация в северных муниципалитетах Косово постепенно нормализуется: один из водителей отметил, что даже представители KFOR уже почти не попадаются на глаза.
Важная деталь: как раз в субботу у сербов была зАдушница - это поминальный день, когда сербы едут навестить могилы своих близких. И в этот значимый день никаких глобальных трудностей с переездом в Косово и обратно никто не испытывал. Как и в минувшие дни. Так что жизнь здесь идет своим чередом, несмотря на систематически возникающие обострения по вине косоваров. Видимо, сами сербы уже привыкли к жизни в таком режиме "повышенной внутренней боеготовности". По крайней мере, небольшими сложностями с бумажками или небольшими задержками их не испугать.