За вывозом строительных отходов в столичном регионе успешно следит нейросеть

В столичном регионе не первый год наблюдается строительный бум. 2022-й стал рекордным по вводу жилья во всей стране, но именно на долю Москвы и Подмосковья пришелся наибольший объем: пятая часть от общей площади, или 21 миллион квадратных метров. Не будем забывать и о коммерческой недвижимости и промышленном строительстве, где тоже наблюдается рост.
В Московском регионе ежегодно образуется около 50 миллионов кубов строительного мусора.
В Московском регионе ежегодно образуется около 50 миллионов кубов строительного мусора. / РИА Новости

Но у любого успеха и достижения, как известно, имеется и обратная сторона. Так, на фоне строительного бума в Московском регионе ежегодно образуется около 50 миллионов кубометров отходов, которые предприимчивые застройщики в целях экономии предпочитают хотя бы частично отвозить на несанкционированные свалки. Для решения этой проблемы Минэкологии Московской области в начале 2021 года утвердило новый "Порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений", подготовив необходимую нормативную базу и создав региональную систему по выписке разрешений на перемещение отходов. Также было разработано технологическое решение на базе искусственного интеллекта для выявления несанкционированного перемещения отходов строительства, сноса и грунтов (ОССиГ) по дорогам общего пользования и сброса на несанкционированных свалках, а комплексы по переработке строительных отходов (КПСО) оборудованы дополнительными камерами.

И с 1 июня 2021 года в регионе начала действовать автоматизированная система для перемещения строительного мусора "ОССиГ" и платформа "Электронный талон". Проект основан на регистрации производителей, перевозчиков и получателей отходов в региональных информационных системах. Транспортировка отходов может производиться только после получения электронного талона, процесс происходит под контролем камер фотовидеофиксации. При этом остальные водители могут не тревожиться: камеры фиксируют только номерные знаки и содержимое кузова грузовиков, перевозящих строительный мусор.

Контроль вывоза строительных отходов дал импульс росту объемов их переработки

"Нейросеть в режиме реального времени идентифицирует мусоровозы по их контурам, распознает государственные регистрационные знаки и сверяет данные с базой разрешений на перевозку строительных отходов в системе "Электронный талон". Также система определяет наличие груза в кузове и отслеживает маршрут транспортного средства. Если выявлено нарушение, например грузовик не заехал на комплекс по переработке строительных отходов и при этом продолжил путь уже без груза в кузове, потенциальное досье направляется инспекторам Минэкологии Московской области для расследования, - рассказал "РГ" операционный директор ГК "Урбантех" Михаил Родионов. - Всего за два года работы системы в Подмосковье удалось снизить количество незаконных свалок на 57 процентов, уменьшить количество жалоб на них со стороны жителей и сохранить бюджету более 67 миллионов рублей".

С июня 2021 года нейросеть обработала 114,5 миллиона изображений, из которых 63,6 тысячи были определены как имеющие возможные признаки нарушений. На основе этих данных было сформировано 11,3 тысячи материалов с признаками нарушений и вынесено 1139 постановлений. С июня 2022 года за шесть месяцев в причастные органы поступило 122 жалобы на свалки отходов: это на 67 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (373 жалобы).

Также в прошлом году технологическое решение в основе "ОССиГ-контроль" получило золотую медаль на Всероссийской агропромышленной выставке "Золотая осень", а сам проект занял второе место в категории "Технологические и цифровые проекты" "Зеленой премии" Российского экологического оператора.

"Системы на основе искусственного интеллекта хороши в классификации по заданному шаблону, например, распознавании номеров автомобилей, их типа. Эта способность ИИ помогает высвободить дорожных инспекторов от рутинной работы. Даже несмотря на значительный процент ошибок системы - постановления были вынесены менее чем по двум процентам от распознанных случаев нарушений - нейронная сеть значительно облегчила работу людям, принимающим решения. Рассмотреть почти 115 миллионов изображений вместо уже отфильтрованных 63 тысяч было бы в разумные сроки попросту невозможно", - прокомментировал "РГ" технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru Александр Щукин.

Так как проблема с нелегальными свалками строительного мусора не уникальна лишь для Московской области, подобное решение на базе ИИ найдет применение и в других регионах, считает он. "Препятствием распространению технологии может стать только малое количество комплексов фотовидеофиксации на региональных автодорогах, в то время как Московский регион относится к одним из самых насыщенных камерами. Следовательно, определенная часть территории не будет охвачена комплексом слежения", - подчеркнул эксперт.

Строгий контроль вывоза строительных отходов дал импульс росту объемов их переработки. С 2021 года в регионе создано 15 комплексов по переработке смешанных строительных отходов и 65 пунктов утилизации отходов по отдельным фракциям. По словам главы Минэкологии Московской области Тихона Фирсова, недельный объем переработки строительного мусора и грунтов приближается к полутора миллионам тонн. При этом нагрузка на КПСО составляет около 80 процентов, так что резервы для дальнейшего роста есть.