На Урале дома-объекты культурного наследия ремонтируют за счет взносов жильцов

В два раза больше платить взносы на капремонт согласились екатеринбуржцы, проживающие в трех домах, которые признаны объектами культурного наследия. Пока никто в стране не решался приводить в порядок такие здания без участия бюджетных денег.
У этой многоэтажки - уникальный фасад. По графику капремонт ей положен в 2041 году. А работы начались в этом.
У этой многоэтажки - уникальный фасад. По графику капремонт ей положен в 2041 году. А работы начались в этом. / Татьяна Андреева

Тем временем осталось две недели до окончания приема поправок в законопроект, который предусматривает не такой затратный для жильцов вариант, как на Урале. Его готовят ко второму чтению в Госдуме. У опрошенных "РГ" экспертов есть третий вариант.

Инициатором эксперимента в Свердловской области стало региональное министерство энергетики и ЖКХ. К ремонту определили пять домов. В четырех - подрядчики уже приступили к работе, еще по одному скоро состоятся электронные торги. Закончить два здания планируют в 2023 году, остальные - до конца 2024-го. В тех домах, где жильцы не согласились платить повышенные взносы на капремонт, проведут минимальный объем работ, на который хватит денег.

В трех других - по полной программе. У каждого дома из этой тройки - своя изюминка и своя проблема. К примеру, у многоэтажки на Баумана, 2, предметом охраны является фасад. Не попади она в пилот, по графику дождалась бы капремонта только в 2041 году. "Если сохранилась бы. Постройка 1956 года, последний капремонт был в 1970-м, - сообщил старший по дому Сергей Маслаков. - Начали менять кровлю, так рабочие чуть не провалились этажом ниже. Все сгнило".

Капремонт исторических домов - дело не только хлопотное, но и очень дорогое удовольствие. Платить приходится не только за сами работы, но и за научно-реставрационную документацию и историко-культурную экспертизу. Таков закон. А это - самые затратные статьи. Для исторического здания площадью 7,5 тысячи квадратных метров все обошлось бы в 3,7 миллиона рублей, пояснили в Свердловском областном фонде капремонта, "без статуса" за аналогичную площадь заплатили бы в 5-7 раз меньше.

Обычных сборов по дому "со статусом" на капремонт и за 30 лет не хватило бы. Поэтому собственники проголосовали, чтобы поднять взносы до 24 рублей 28 копеек за квадратный метр (в регионе в 2023 году действует ставка 14 рублей 81 копейка).

Возвращать деньги придется 20 лет. Не все, конечно, этому обрадовались. "Я их понимаю, - говорит 84-летняя Вера Евгеньевна. - Ладно, у меня одна комната, выходит тысяча с лишним рублей в месяц. А у кого 3-комнатная квартира?" Тем не менее жильцы трех домов на капремонт не поскупились. Так что свердловчане сворачивать свой пилотный проект не намерены. И даже собираются расширить его еще на пять домов.

Для исторического здания в 7,5 тысячи квадратных метров капремонт обойдется в 3,7 миллиона рублей, для обычного дома - в 5-7 раз меньше

За это время в Госдуме прошли первое чтение поправки в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". Они упростят порядок проведения работ по содержанию объектов культурного наследия. А это позволит их владельцам (в нашем случае - собственникам квартир) "существенно сократить финансовые и временные затраты", говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Каким образом? То, что не является работами по сохранению памятников, предложено проводить без экспертиз, согласований и разрешений, предусмотренных для объектов "со статусом". К примеру, у многоэтажки на Баумана, 2, в Екатеринбурге предметом охраны является только фасад здания. Все остальное, если закон примут, можно ремонтировать без дополнительных хлопот и расходов. А фасад - реставрировать как положено памятникам культурного наследия.

Комментарии

Светлана Мананкина, зампредседателя Заксобрания Ростовской области:

- Только в центре Ростова больше 500 объектов культурного наследия, большинство - многоквартирные дома. В них проживает много пожилых людей.

Думаю, возможны лишь точечные решения. Например, частично капремонт оплачивают жители, частично - бюджет, вот только надо определиться, какой именно.

А, с точки зрения законодательства, дополнительное финансирование капремонта объектов культурного наследия за счет средств жителей этих домов вполне возможно. Этим славится город Калининград, где много домов отремонтировано таким образом. Сейчас, к сожалению, учитывая инфляцию, предусмотренные на капремонт размер взноса покрывает только минимальные потребности дома в ремонте.

Анна Осипова, архитектор-реставратор, Красноярск:

- У меня есть серьезные сомнения, что пример Екатеринбурга подойдет для большинства регионов страны. Если взять Красноярский край, то двукратное повышение взносов на капремонт - это самый-самый минимум для капремонта исторических зданий.

Например, на севере края они стоят на вечной мерзлоте, которая в последние десятилетия тает, а потому подвалы находятся в ужасном состоянии. Гниют фундаменты, стены, перекрытия. Боюсь, тех денег, что нужны для реставрации зданий в Центральной России, может не хватить даже на проектные работы. Думаю, не так просто у нас будет уговорить жителей согласиться на кратное повышение сборов.

Плюс есть большие сложности в юридических механизмах: по Градостроительному кодексу восстановительные работы архитектурного наследия не входят в понятие "капремонт", поэтому нужны какие-то обходные пути.

Александр Ложкин, главный архитектор Новосибирска:

- Объектов культурного наследия множество по всей стране (200 тысяч федерального и регионального значения. - Прим. ред.). И существует серьезная проблема недофинансирования их восстановления и ремонта. Решать ее, на мой взгляд, следует централизованно с помощью федеральной программы. Ведь капремонт памятников дороже капремонта обычного дома как минимум вдвое.

Илья Пономарёв, эксперт Общественного совета при Минстрое России:

- Нам действительно известно о пилотном проекте в Екатеринбурге. Многие регионы пытаются найти подходы к содержанию жилых объектов культурного наследия. Где-то проблемы носят совсем уж уникальный характер, например, в Торжке есть многоквартирные памятники деревянного зодчества.

Забота об историческом и культурном наследии - конституционная обязанность граждан, также каждый собственник несет бремя по содержанию своего имущества В то же время оплата капремонта-реставрации жильцами - явно не выход. Особенно в маленьких городах, где уровень доходов населения не позволяет поддерживать здания в нормальном состоянии и выполнять охранные обязательства. Это не региональная, а скорее федеральная задача, причем межведомственная. Подобные программы должны реализовываться Минстроем России совместно с Минкультуры России. Для того чтобы капремонт и реставрация стали массовым явлением, необходимо решить проблему паспортизации объектов культурного наследия. А для этого требуются серьезные научные исследования: по выявлению памятников, определению объекта охраны, культурной ценности и так далее. Несколько лет назад мы предлагали проектирование оплачивать из взносов жителей либо бюджетов регионов, а ремонт и реставрацию - из федерального.

Подготовили Ольга Бухарова, Евгений Ракуль, Нина Рузанова, Алексей Федореев