Так, стоимость увеличится на 8,3 процента - до 4,42 доллара за тонну.
Данная практика уже применялась Турцией год назад, и повышение пошлин было более значительным (в 5 раз). Прежде всего, повышение направлено на извлечение новых доходов. Об этом рассказала старший преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Эльмира Имамкулиева.
"Теперь Турция будет прибегать к повышениям цен ежегодно, в конце июня. Обусловлено это, на мой взгляд, экономической обстановкой в самой Турции, где национальная валюта значительно обесценивается, и инфляционные процессы нарастают", - отметила она.
Эта практика возможна, так как использование проливов и права Турции закреплены конвенцией Монтре и привязаны к золотому франку, что открывает возможности пересмотра курса конвертации, уточнила эксперт.
"Через Босфор в спокойные годы проходило около 40 тысяч судов, сейчас, в связи с санкциями и прочими ограничениями, это число могло вырасти как минимум на треть. Соответственно, затраты Турции должны были подрасти", - полагает доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.
В целом, если смотреть на промышленные товары, то это повышение никак на них не отразится, считает эксперт. Технические товары перевозятся в контейнерах, и стоимость их такова, что лишняя тысяча долларов за логистику мало на что влияет.
Однако базовые товары вроде руд, угля или зерна имеют маленькую разницу между себестоимостью и ценой продажи. Поэтому это повышение может в теории привести к росту цен на отдельные товары, объяснил Черников.
"Если учесть, что это анонсированное повышение пошлин означает примерно 0,5% прироста себестоимости по стандартному балкеру-зерновозу с пшеницей, навряд ли это может сильно повлиять на мировой рынок", - считает эксперт.
По его словам, Россия в основном экспортирует зерно, поэтому повышение пошлин не должно серьезно ударить по отечественным потребителям.
По мнению генерального директора "ЕвроТрансЭкспедиция" Кирилла Рассадкина, повышение пошлин на проход через Босфор и Дарданеллы может привести к увеличению стоимости логистических услуг, связанных с транспортировкой грузов через эти проливы.
"Повышение пошлин - это нормальная практика для многих стран, которые используют свои территории и инфраструктуру для транзита грузов. Однако это может вызвать недовольство у компаний и потребителей, которые будут вынуждены платить больше за логистические услуги", - заключил Рассадкин.