Почему забуксовала реформа общественного транспорта в Ставрополе

Наметившиеся в последнее время реформы в сфере общественного транспорта в Ставрополе поставили на паузу. Краевой миндор, ставший инициатором многих положительных изменений, замкнулся в себе, а путь перемен покрылся туманом. Эксперты опасаются, что теперь возникнут проблемы в работе кое-как уже сложившейся транспортной системы города. В причинах разбирался корреспондент "РГ".

В феврале этого года стало известно об уходе Бориса Борисова с должности заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Он был наиболее известен как куратор больших изменений в системе общественного транспорта региональной столицы. Эксперты именно в этом видят причину охлаждения отношений между ведомством и общественностью.

За два года реформирования общественного транспорта в Ставрополе с улиц почти исчезли старенькие и тесные "Газели", во многих автобусах появились терминалы для оплаты картой, стало меньше дублирующих маршрутов и сформировались магистральные. Несмотря на то, что перемены не привели к созданию идеальной системы и постоянно подвергаются критике (зачастую вполне справедливой), они до недавнего времени продолжались. И одно из основных достоинств - продолжались публично.

Заседание комиссии фактически сорвалось - его участники не смогли принять ни одного решения из-за отсутствия кворума

Чиновники, пассажиры, перевозчики и эксперты обсуждали общественный транс- порт на "круглых столах", а любые изменения в результате таких дискуссий принимались только после одобрения Общественного совета при региональном минтрансе. И это не было показательной игрой в демократию. Изменения маршрутов, появление новых или отмена существующих, вместимость подвижного состава - все эти текущие вопросы решались не одним чиновником, а группой экспертов.

Однако в последний раз заседание комиссии, назначенное на 25 мая, фактически сорвалось - его участники не смогли принять ни одного решения из-за отсутствия кворума.

- Миндор несвоевременно обновил состав комиссии. Председателем до сих пор значится Борис Борисов, который с марта не является заместителем министра. И представитель ГИБДД, который по-прежнему числится в комиссии, уже не работает на своей должности, - рассказал член комиссии, урбанист Андрей Черняков. - Это, а также тот факт, что несколько человек, например замглавы города Виталий Кишкинев, не пришли, привело к тому, что кворума не было, а значит, мы были не уполномочены голосовать. Обсудить вопросы могли, а принять решение - нет. При этом обсудить предстояло многое.

Эксперт отмечает, что заседание оказалось неформальным, решить требовалось конкретные проблемы перевозчиков. Не вдаваясь в подробности, чтобы не затрагивать интересы перевозчиков, он уточнил, что речь идет о стабильности работы отдельных маршрутов.

- На то, чтобы рассмотреть заявление об изменении маршрута, у миндора есть 60 дней. Из-за отсутствия кворума срок исполнения может быть сорван. В итоге перевозчики стали заложниками бездействия миндора, - резюмирует Черняков. - Вся эта ситуация говорит о том, что вопросы, касающиеся общественного транспорта, в министерстве поставили на паузу. Нет заместителя министра, который готов этим заниматься, все заглохло.

Впрочем, помимо проблем прикладного характера ситуация демонстрирует и кризис всего института общественных советов при государственных ведомствах. Так считает еще один член комиссии, юрист и руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края" Сергей Владимиров.

- Длительное время к общественным организациям при органах власти было такое отношение: по закону они должны быть, но ни в коем случае не должны работать всерьез. Так случилось по разным причинам, но всяческие комиссии не выполняют тех функций, для которых их задумывал законодатель. В системе ценностей большинства чиновников такого инструмента попросту нет. Но он может работать и помогать, если им правильно пользоваться, - объясняет Владимиров. - Когда в министерство дорожного хозяйства пришел Борисов, он решил использовать ресурс общественной комиссии. Он понял, что благодаря ей можно взаимодействовать с людьми. Несколько раз после совместного обсуждения удавалось избежать поспешных и неверных решений и находить другие - оптимальные.

Как и Черняков, Владимиров соглашается с тем, что сейчас министерство закрылось, меньше контактирует не только с общественностью, но в том числе и с перевозчиками, которые обслуживают полумиллионный город.

В министерстве дорожного хозяйства Ставропольского края корреспонденту "РГ" сообщили, что состав комиссии обновляется, но сроков завершения этого процесса не назвали. Также в ведомстве предпочли не уточнять, кто сейчас курирует пассажироперевозки. Впрочем, когда материал готовился в печать, стало известно, что комиссия встретилась пятого июня, в понедельник. Удастся ли решить накопившиеся вопросы, покажет время. .

Кстати

Губернатор Владимир Владимиров в последнем ежегодном отчете перед региональной думой уделил теме транспорта много внимания. В том числе он анонсировал обновление подвижного состава не только в Ставрополе, но и в других муниципалитетах. Так, в край приедут новые автобусы, троллейбусы и даже один трамвай - в Пятигорск. Кроме того, Владимиров поручил миндору субсидировать муниципальные маршруты, чтобы их убыточность и нежелание перевозчиков на них работать не сказывались на пассажирах.