Поделиться

Эксперт рассказал, как можно компенсировать кадровый голод

В последние месяцы наблюдается дефицит таких специалистов, как водители, комбайнеры, сварщики, токари и трактористы. Особенно актуально это в преддверии уборочной кампании 2023 года. При нехватке таких кадров провести быстро и качественно уборочные работы сложно. Здесь стоит рассчитывать только на трудовые подвиги наших аграриев. При этом в Ставропольском крае численность официально зарегистрированных безработных с пиковых значений в январе 2021 года (83,5 тысячи человек) к декабрю 2022 года сократилась в десять раз (до 8,3 тысячи человек).

В крае многое делают для борьбы с безработицей. Кроме того, есть и объективные причины, такие как миграционный отток. На Ставрополье показатели естественной убыли в прошлом году составили 3,1 человека на тысячу жителей, это на треть лучше, чем в среднем по стране. Тем не менее такое положение дел типично для всей России, и за статистикой кроется сложная ситуация, которую необходимо проанализировать. В период восстановления экономики после развала СССР стояла задача нарастить инвестиционную деятельность, чтобы увеличить число рабочих мест. Теперь следует переосмыслить стратегии и сменить подходы.

Сотни тысяч человек добровольцами или по частичной мобилизации участвуют в специальной военной операции. Огромные человеческие ресурсы перенаправлены из мирных сфер экономики на нужды фронта: оборонную промышленность, строительство рубежей, снабжение. На тыловую экономику ложится задача обеспечить функционирование всех сфер жизни страны и потребности для защиты Родины. Это требует огромных человеческих ресурсов. Прежний подход - создание рабочих мест ради создания рабочих мест - контрпродуктивен. Введение в строй новых предприятий, которые станут конкурировать с действующими, зачастую приводит к разорению последних, неэффективным тратам, что неизбежно ударит по наполняемости бюджета страны, который в ближайшее время понесет огромную нагрузку.

Нужны ли сегодня инвестиции в экономику? Безусловно, если они увеличивают производительность труда и сокращают затраты человеко-часов при производстве всех видов продукции. Особый подход требуется к предприятиям оборонного комплекса, который должен сегодня работать по правилам, отличным от всей остальной экономики. Совершенно понятно, что любые ограничения в этой области недопустимы. Но в остальных сферах математика трудозатрат должна получить первостепенную роль при принятии решений.

Следовало бы прекратить эксперименты, которые требуют увеличения трудозатрат как на производствах, так и в быту. Например, системы контроля над производством и продажей молока, мяса, бутилированной воды, средств защиты растений, зерна и продуктов его переработки потребляют миллиарды человеко-часов на всех этапах. Это удорожает стоимость продукции, не дает дает роста реального ВВП.

Но апофеоз работы подобных систем учета можно наблюдать в любом магазине, когда кассир пробивает QR-коды "Честного знака" (который не всегда хорошо пробивается) на нескольких ящиках минеральной воды. Обязательно скапливается очередь, покупатели и продавцы недобрым словом поминают чиновников, введших ограничения, которые заставляют их тратить уйму своего времени.

Конечно, можно потратить еще больше денег: бюджетных, народных - чтобы совершенствовать технологии. Время стояния в очередях сократится, но от этих вложений производительность на предприятиях не вырастет. КПД каждого затраченного рубля станет только меньше, ведь подобные системы не нужны никому, кроме нескольких десятков бюрократов, которым стало удобнее анализировать статистическую информацию, при том что за сбор этих данных частично платит государство, а значит, казна, которая пополняется налогами со всех слоев нашего населения. В том числе с вдов, сирот, пенсионеров, с богатых и бедных. И с тех же кассиров, которые по полминуты пытаются пробить очередную бутылку минералки.

Сколько миллиардов часов потеряли граждане из-за введения этих сомнительных систем, которые не создали ничего, что можно пощупать руками. Оправдывающие их разговоры о якобы огромном количестве контрафакта высосаны из пальца и представлены лоббистами этих систем.

Кстати, контрафакт сегодня - это вовсе не продукция низкого качества. Это правовая категория, связанная исключительно с авторскими правами. Действительно ли это так важно сейчас?

Следовало бы прекратить эксперименты, которые требуют увеличения трудозатрат как на производствах, так и в быту

Есть и другие примеры решений, которые приводят лишь к падению эффективности предприятий и к трате времени людей. Какую пользу приносят законы, регулирующие обращение с навозом на сельхозпредприятиях? Только для животноводов Новосибирской области потери из-за этого решения оцениваются в 14 миллиардов рублей.

Или к чему, например, приведет ограничение ввоза средств защиты растений, которое продвигают сегодня некоторые чиновники с подачи лоббистов? Это решение, кстати, позиционируется исключительно как инструмент для создания новых рабочих мест - будем открывать предприятия и производить свое. Речь о недружественных странах тут не идет, практически все действующие вещества для средств защиты производятся в Китае и Индии. Единственный вариант организовать подобное производство в России - привлекать мигрантов или людей с других предприятий, в том числе с оборонных, создавая там дефицит рабочих рук.

Да, импортозамещение, конечно, нужно, но оно должно быть осторожным и разумным: только там, где есть угроза остаться без необходимых стране товаров. А пока же слово "импортозамещение" превратилось в священную мантру, которую часто используют, чтобы получить от государства деньги на производство, не приносящее значительной добавочной стоимости и не усиливающее конкурентоспособности государства.

Наша экономика - это единственный тыл, и к нему надо относиться бережно. После неизбежного реформирования экономическая модель должна стать привлекательной для жизни и образцом для окружающих стран.