В силу своего особого географического положения Калининградская область так или иначе вынуждена взаимодействовать с соседями в Евросоюзе. Доля польских дальнобойщиков, которые завозят в регион иностранные товары, внушительная и составляет сегодня около 18 процентов.
Инициатива федеральных депутатов в случае одобрения, безусловно, болезненно ударит по экономике Польши, лишив ее около девяти миллиардов евро, которые страна каждый год зарабатывает за счет России. Подзаработать смогут и калининградские дальнобойщики, фактически лишенные сегодня возможности совершать международные рейсы и простаивающие в гаражах. В случае запрета они могли бы, например, перегружать товары с польских фур и самостоятельно развозить их по области. Другое дело, что протяженность эксклава составляет всего 205 километров с востока на запад и 108 километров с севера на юг. В масштабах России это ничтожные расстояния, поэтому вопрос рентабельности таких перевозок остается открытым.
- Сегодня совершенно открыто можно заявить, что поляки работают с нами неохотно и по завышенным ценам. Они везут преимущественно товары, не попавшие в санкционные списки, из Польши, Прибалтики, Италии и Германии. Если посмотреть на полки в магазинах, то нетрудно догадаться, что они составляют внушительную часть ассортимента торговых сетей, - отметил заместитель директора крупного калининградского ретейлера Алексей Елаев. - Возможный запрет понятен, но он не вернет калининградские фуры в Польшу, а цены на перевозки только вырастут. Ведь нововведения повлекут дополнительные расходы на "перецеп" на границе и услуги уже наших перевозчиков. В итоге ассортимент оскудеет, а цены вырастут.
В правительстве Калининградской области подчеркнули, что данный вопрос уже проработали с МИД и Минтрансом России. Пока для российского эксклава сделали исключение: польским дальнобойщикам позволят заезжать на территорию региона, поэтому стоимость привычных импортных товаров сильно не изменится, равно как и их количество на полках магазинов. Другое дело, что саму проблему с калининградскими автоперевозчиками это не решает.
Так, большегрузам с областной "растаможкой" не разрешили работать на основной территории страны, несмотря на многочисленные обращения калининградских логистов и региональных властей. Причина - предложения регионального бизнеса противоречат нормам Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Калининградцы по-прежнему могут перевозить транзитные грузы из эксклава в "большую" Россию через Прибалтику. Однако каботаж находится под запретом. Проще говоря, калининградский дальнобойщик на машине, растаможенной на область, не сможет доставить товар из Санкт-Петербурга в Псков или из Москвы в Великий Новгород. В обратном направлении грузопоток также заметно просел на фоне антироссийских санкций: большую часть товаров в Калининградскую область доставляют сегодня по морю.
По мнению транспортных компаний, логично было бы ввести на время санкций мораторий на статью "Несоблюдение таможенной процедуры" Кодекса об административных правонарушениях РФ. Вторым решением проблемы может стать льготная "растаможка" областных машин по их остаточной, а не рыночной стоимости. Такая таможенная пошлина позволит федеральному бюджету заработать свыше одного миллиарда рублей, а калининградским перевозчикам разрешит работать на территории всей страны без необходимости покупать новые фуры или растаможивать существующие по крайне высоким расценкам.
Бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова убеждена, что пока региональному бизнесу следует ориентироваться на морские перевозки. Автомобильным перевозчикам, безусловно, продолжат помогать, но это длительная и тяжелая история.
- Самое главное - мы возим грузы в Калининград, ничего не простаивает. В безвыходной ситуации наш бизнес уже привык к морской доставке. Да, по цене такие перевозки несравнимы с автомобильными - море всегда априори дороже. Но в целом предприниматели региона проявили чудеса адаптации к непростым экономическим и логистическим условиям, - заключила эксперт.
Сегодня в Калининградской области около полутора тысяч предприятий занимаются международными грузоперевозками. Их общий автопарк включает в себя около восьми тысяч большегрузов, треть из которых "растаможены" на регион. По действующему законодательству такие фуры на могут перевозить грузы по территории Евразийского экономического союза и основной части России без заезда в самый западный регион страны.
По информации калининградских автоперевозчиков, с 1 июня прекратили действовать российские грин-карты. На этом фоне Латвия резко увеличила стоимость страховки для тягачей - до полутора тысяч евро в год. Логистические компании пытаются как можно скорее отправить фуры в рейс, чтобы они успели пересечь границу и уйти в Россию, пока есть такая возможность.