06.06.2023 12:25
    Поделиться

    В Петербурге реформируют рынок такси

    Вслед за Москвой и в рамках принятого ФЗ Северная столица вводит новые правила работы на рынке такси, которые начнут действовать с 1 сентября. Корреспондент "РГ" решил выяснить, что именно изменится в жизни петербуржцев в конце лета.
    О том, как резко может подорожать поездка, все пассажиры узнают в дождь.
    О том, как резко может подорожать поездка, все пассажиры узнают в дождь. / Валерий Шарифулин/ТАСС

    Согласно документу, будет регламентирована работа агрегаторов - компаний, предоставляющих заказы перевозчикам. Кроме того, самозанятые получат право осуществлять перевозки посредством службы вызова такси. Разрешения на перевозки будут предоставляться бесплатно, после предоставления определенного перечня документов. Проверять легитимность полученных документов будут службы заказа, ответственные за перевозчика настолько, что их деятельность может быть заблокирована, если они будут передавать заказы нелегалам и без согласия пассажира.

    Будут созданы специальные реестры для перевозчиков, транспортных средств и служб заказа. Вводятся дополнительные требования для перевозчиков, каждый из которых должен на момент поездки погасить штрафы, не иметь непогашенной судимости, иметь аттестацию. Определенные требования будут и для машин.

    Почему документ актуален? Согласно статистике, сегодня 11-15 процентов водителей таксопарков находятся в "серой зоне" и работают под чужими учетными записями и с фальшивыми удостоверениями. Новые стандарты для такси помогут очистить рынок от нелегальных автопарков и водителей, а также деятельности агрегаторов. Буквально на днях представители УФНС по Санкт-Петербургу заявили, что ежегодно государственный бюджет теряет 30-50 миллиардов рублей из-за махинаций, которые проводят эти организации.

    - Например, таксопарки уходят от уплаты НДФЛ и страховых взносов под прикрытием агентских отношений с водителями. Агрегаторы, по данным ФНС, и вовсе принимают таксистов на работу самозанятыми без полного пакета необходимых документов. Понятно, что из этих схем вытекают вопросы не только к безопасности перевозок. И в новом законе по этой причине отдельно прописаны взаимоотношения между самозанятыми и агрегаторами (или таксопарками). В первую очередь новые правила должны упорядочить вопросы с налогообложением, - поясняет Дмитрий Тортев, член экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ.

    - Реестр перевозчиков существует в Москве два года и заметно "обелил" местный рынок, поэтому можно сделать вывод, что адаптацию со временем сможет пройти значительная часть перевозчиков в разных регионах РФ, - уверен Артем Москалев, СЕО и сооснователь финтехкомпании IVITECH.

    Другие эксперты не так оптимистичны: самозанятые, например, обычно подрабатывают в такси, беря по нескольку заказов в день. Но чтобы устроиться в таксопарк или компанию-агрегатор, придется оформлять полис ОСАГО в качестве перевозчика легкового такси, который стоит 60 000-70 000 рублей, что для самозанятых совершенно невыгодно, поясняет Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса FRESH.

    Кроме того, на самозанятых водителей возложат обязанность оплачивать прохождение медосмотров у организаций, с которыми наниматели заключат договоры (другой вопрос, хватит ли для этого медпунктов в Северной столице). Но в то же время возникает вопрос: как много работающих сегодня в такси водителей захотят проходить все эти процедуры?

    При этом в крупных городах на самозанятых приходится от 20 до 30 процентов от рынка. Поэтому сейчас перед ними стоит выбор: продолжить деятельность в "серой зоне" или зарегистрировать ИП. По нашим ожиданиям подавляющее большинство (если и не сразу, то в течение трех-четырех месяцев) пройдут эту процедуру, - уверен Саид Залиев, основатель ГТК Холдинг.

    Преимущество регионального закона состоит в том, что таксопаркам и агрегаторам не придется выполнять все требования к существующему автопарку и сотрудникам сразу, изменения будут вноситься постепенно: сначала для новых водителей, которые трудоустроятся в такси с 1 сентября 2023 года, потом для тех, кто будет продлевать лицензию и разрешение на работу в сфере пассажирских перевозок на новый срок, поясняет Денис Мигаль.

    - Не секрет, что часть работающих сегодня водителей (если не большинство) подрабатывают в такси. Самостоятельные таксопарки с собственным штатом водителей в регионах можно пересчитать по пальцам. Собственно, по этой причине мы и получили монополизм агрегаторов на рынке перевозок такси, - поясняет Дмитрий Тортев и напоминает, что сегодня закона, регулирующего деятельность цифровых платформ (включая агрегаторов), нет. Поэтому "профессиональных таксистов" придется создавать с нуля.

    Минимум 11-15 процентов водителей таксопарков сегодня работают в "серой зоне"

    По этой причине участники рынка такси в России уже прогнозируют отток водителей, прежде всего тех, для кого "извоз" был подработкой. Агрегаторы же в свою очередь пугают забастовками водителей.

    - В случае оттока водителей, для которых такси - подработка, сервисы заказа такси лишаются возможности маневрировать на случай забастовок. Если прежде непокорных можно было просто отключить и заместить их непрофессиональными водителями, то после введения новых правил такой трюк провести без ущерба для работы будет сложнее. Поэтому полагаю, что новые правила могут породить еще одну серию конфликтов между агрегаторами и водителями, - размышляет Тортев.

    Что касается конечной стоимости поездок для пассажиров - ее регулирует агрегатор, поэтому значительного увеличения ждать не стоит: службам вызова такси это невыгодно, полагают эксперты. У обычных пассажиров - другое мнение, и есть все основания утверждать, что за новые правила придется проголосовать рублем. Поездки могут стать дороже минимум на треть.

    - В целом введение новых стандартов обслуживания такси в Петербурге вызывает смешанные чувства. С одной стороны, они могут способствовать повышению уровня качества услуг. С другой стороны, они могут создать финансовые вызовы для предпринимателей, поскольку необходимо будет вложиться в оформление автопарка под единый стиль, а финансовое бремя в итоге ляжет на пассажира, - предостерегает Дмитрий Салихов, CEO сервиса заказа трансферов i.way.

    P. S.

    По закону планируется введение запрета на предложение услуг такси в аэропорту, на железнодорожных объектах и автовокзалах, за исключением специально отведенных для этого мест. Это позволит решить проблему с недобросовестными предпринимателями, так называемыми зазывалами, которые необоснованно завышают тарифы на услуги такси, уверяют региональные законодатели.

    Поделиться