Поделиться

    Крым намерен стать ореховой столицей России

    На прилавках магазинов сегодня можно найти десяток разновидностей орехов со всех уголков планеты. Но в нашей стране, даже на юге, орехоплодные культуры все еще остаются экзотикой. О том, как развивается отрасль в Крыму, какие орехи здесь выращивают и когда появится первая в России фисташковая роща, "РГ" рассказал основатель Международной ассоциации ореховодов Роман Фурсенко.
    Для посадки миндаля подходит не каждый район Крыма. Но если все агротехнические требования соблюдены, он дает хороший урожай.
    Для посадки миндаля подходит не каждый район Крыма. Но если все агротехнические требования соблюдены, он дает хороший урожай. / Егор Алеев/ТАСС

    Роман Васильевич, вы крымчанин, но ассоциация международная. Почему сразу замахнулись на такой уровень?

    Роман Фурсенко: Нельзя замыкаться внутри себя. Крымчане, прямо скажем, сильно отстают от передовых в этом плане стран и регионов, и ассоциация нам помогает разрыв сократить. Организация возникла в 2016 году, и мы решили, что нужно делиться опытом, лучшими методиками, учиться на ошибках, рассказывать о новых сортах. Сейчас у нас 39 членов, есть представители Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии. Осенью на выставке "Югагро" в Краснодаре планируем провести международную конференцию ореховодов.

    Какую площадь сегодня занимают ореховые сады в Крыму и что это за культуры?

    Роман Фурсенко: В Крыму три основных вида орехоплодных: миндаль, фундук и грецкий орех. Точной цифры относительно занимаемых площадей у нас нет, но это примерно около двух тысяч гектаров. Из них плодоносящие - 0,4 тысячи гектаров. И большая часть этих садов, а точнее 1,5 тысячи гектаров, была заложена в последние пять лет. В ассоциации восемь ореховых хозяйств.

    Почему фермеры не спешат занимать эту нишу? Не хватает господдержки?

    Роман Фурсенко: Господдержка есть. Сегодня государство компенсирует затраты на покупку саженцев - 140 тысяч рублей на гектар. От начала подготовки почвы до сбора первого урожая затраты на гектар составляют около 700 - 800 тысяч рублей. Главное препятствие - позднее вступление в плодоношение и медленная окупаемость инвестиций. Другая причина - недостаточное внимание со стороны науки к этим культурам, отсутствие специалистов по уходу за ореховыми деревьями. Те, кто сейчас закладывает ореховые сады, допускают огромное количество ошибок. Несмотря на то что я по своей должности должен популяризировать ореховые насаждения, мне часто приходится отговаривать людей их сажать. Потому что выбрали не то место, не тот сорт, а значит, их ожидания не оправдаются, они будут разочарованы, потеряют время и деньги. А люди у нас часто полагаются на авось.

    Какие самые типичные ошибки начинающих ореховодов?

    Роман Фурсенко: Это уже упомянутый мною неправильный выбор места, почвы, сорта. Человек смотрит: ага, в деревне же эти деревья на приусадебных участках растут, ну, значит, все нормально. И сажает сорт, который подвернулся под руку. При составлении бизнес-плана садовод рассчитывает смету на посадку сада, а урожая он уж как-нибудь дождется. Но так не получается. Если посадить, а потом не ухаживать, можно и вовсе остаться без урожая. К почве орехоплодные достаточно лояльны, но требовательны к климатическим особенностям. Миндаль боится ранних заморозков, потому что рано цветет. Для фундука важна влажность воздуха, как для опыления, так и для листьев. В сухом, жарком воздухе он плохо опыляется, и жарким летом горят листья. Поэтому нужно тщательно подходить к выбору места для будущего орехового сада.

    Мне всегда казалось, что орех - самое неприхотливое растение из всех садовых культур...

    Роман Фурсенко: Агротехника орехоплодных действительно намного проще, чем яблони или черешни. Но, чтобы быть конкурентоспособным, даже несложную технологию нужно соблюдать неукоснительно. Реалии сегодня таковы, что мы не конкурируем между собой на внутреннем российском рынке, нас слишком мало. Но мы конкурируем с зарубежными производителями, где эти же плоды вырастить и дешевле, и легче, и цена на них будет ниже. Нам нужно обязательно соблюдать высокие агротехнические требования, иначе мы просто не займем свое место на рынке.

    Есть ли питомники ореховых культур в Крыму? Вот вы где берете саженцы?

    Роман Фурсенко: В составе нашей ассоциации есть еще и кооператив. Он включает и садоводов, и питомники. Свою потребность в саженцах мы удовлетворяем, за исключением грецкого ореха. Его саженцы раньше завозили из Молдавии, сейчас везут по параллельному импорту. Но мы и не особо рекомендуем его к высадке из-за климатических особенностей. У нас в Крыму для теплолюбивых сортов холодновато, а для морозоустойчивых, напротив, жарко. Севернее Симферополя теплолюбивые культуры чувствуют себя плохо.

    Какие планы на будущее у ореховодов Крыма?

    Роман Фурсенко: Свободной земли для закладки ореховых садов в Крыму достаточно. Чтобы обеспечить потребность нашей страны в трех основных видах орехов, которые я назвал, площадь садов должна быть около 30 тысяч гектаров. Это не только Крым, это весь юг России. Но у себя на полуострове мы бы хотели занять ореховыми десять тысяч гектаров, это обеспечит третью часть общей потребности.

    Кроме того, совместно с Никитским ботаническим садом и минсельхозом Крыма намерены выращивать саженцы in vitro и через пару лет заложить маточник чистых культур. Безвирусные растения в первые годы жизни дают урожай процентов на 30 больше.

    Еще в планах заложить в Белогорском районе первую, я думаю, в России фисташковую рощу. Наши коллеги в Армении выращивают около 20 сортов фисташек, мы выбрали из них два морозоустойчивых сорта. И один из членов нашей ассоциации будущей весной намерен на 30 гектарах высадить эту культуру.

    Поделиться