Согласно результатам исследования НИФИ минфина, объем рынка интернет-продаж алкоголя около 30 млрд рублей. Но по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), эта сумма гораздо больше - 50 млрд рублей. При этом доля фальсификата в этой серой зоне составляет 53%. Получается, что государство теряет огромные средства, а потребители рискуют здоровьем, покупая сомнительный алкоголь в интернете.
Если эксперимент продлится три года, легальные продавцы будут по-прежнему выключены из этого процесса, говорит генеральный директор Simple Group Максим Каширин.
К тому же при том уровне развития "цифры" в нашей стране тестировать так долго механизм нет никакого смысла, говорит представитель совета ТПП по развитию потребительского рынка Елена Суслова-Новожилова. В России есть Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая контролирует путь каждой бутылки от производителя до кассы. У нас есть Госуслуги, с помощью которых можно верифицировать возраст покупателя. Можно ограничить возможность оплаты за алкоголь только безналичными, чтобы у курьера не было шанса продать алкоголь несовершеннолетним за наличные, говорит Каширин. Или ввести двойную идентификацию покупателя - через QR-коды. Однако мы уже почти десять лет обсуждаем возможность наконец начать онлайн-продажи. Тогда как в других странах (даже в соседней Армении), не столь оцифрованных, давно разрешено продавать спиртное в интернете.
Сомневаются участники рынка и в успехе самого эксперимента. В том виде, в котором его предлагают провести, он не отражает интересы ни потребителя, ни магазинов, ни виноделов, считает директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции "Яндекс" Дмитрий Русаков. Потребитель вряд ли будет покупать вино на сайте "Почты России" - он по-прежнему будет ходить в те магазины, к которым привык. По мнению Максима Каширина, не получится поддержать и виноделов. У малых виноделен все распродается в их регионах. У средних расхватывают все "под ноль". А продукция крупных компаний есть свободно в магазинах. Так что такого будет продаваться на "Почте России", чего потребитель не сможет найти в супермаркете, куда стремятся все большие компании? А интернет-торговля развивается только там, где есть огромный выбор, считает Каширин.