06.06.2023 20:49
    Поделиться

    Гараж Константина Мельникова в 2024 готовится принять музей городского транспорта Москвы

    За судьбу памятника конструктивизма - гараж архитектора Константина Мельникова на улице Новорязанской, 27 можно больше не волноваться. В здание, отреставрированное и приспособленное под современное использование, уже в 2024 году переедет Музей городского транспорта Москвы. Сегодня журналистам представили проект, как будет выглядеть музей на новом месте, и какая роль отведена ему в жизни столицы.

    Главная ценность такого решения состоит в том, что архитектурный шедевр как был гаражом, так и останется им.

    - Но в отличие от множества других транспортных музеев мира наша экспозиция - не просто набор техники, она представляет собой развитие транспортной системы города, от гужевой повозки до электробуса, - рассказала директор музея Оксана Бондаренко.

    Пока коллекция разбросана по самым разным площадкам, но интерес, который вызывает каждая выставка ретромашин - лучшее свидетельство, насколько нужен такой музей москвичам. Передача ему гаража Константина Мельникова по мнению Бондаренко - большое счастье, и само это здание будет в музее экспонатом №1.

    Необычная форма гаража - в виде полукольца объясняется тем, что участок под новостройку выделили небольшой, к тому же клиновидный. Архитектор творчески использовал его, компактно расположив места для машин вдоль изгиба этой подковы. Предназначались они для грузовиков городского хозяйства, число которых резко росло в начале 30-х годов прошлого века.

    Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов, в торце каждого из которых располагалось по паре ворот. Так машины из гаража попадали прямо на проезжую часть. Вместимость гаража увеличивали уникальные несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор.

    Сейчас эти фермы демонтированы, и ведутся работы по их дообследованию, очистке, починке и окрашиванию, рассказала главный архитектор музея Наталья Воронцова. Исторический облик вернут также вертикальным витражам на торцевых фасадах, восстановят ленточный витраж на кровле: заменят стеклоблоки 60-70-х годов на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал архитектор.

    По словам сооснователя и руководителя архитектурного бюро "Меганом" Юрия Григоряна, в планах реставрация и кирпичных фасадов. Более поздние проемы, пробитые за 80 лет эксплуатации здания, сейчас закладывают.

    - Строили гаражи из недорогих материалов. Кладка сейчас вычиняется под руководством реставраторов, - рассказал он.

    А поскольку гараж - объект культурного наследия регионального значения, за всей работой внимательно следят представители Моснаследия. Цель же у всех сложная - с одной стороны ничего не нарушить, а с другой - создать условия, необходимые для современного музейного пространства. Поэтому авторы проекта активно используют подземное пространство для установки инженерного оборудования, а так же устройства гардероба и вестибюля. Именно сюда, под землю, будут входить посетители музея - для этого будет устроен дополнительный вход в виде треугольника. Осмотрев на минус первом этаже экспозицию из семи ретровагонов метро, они поднимутся по эскалатору на первый этаж к основной экспозиции. Вокруг гаража уже благоустроили парк, а скоро пустят отреставрированный троллейбус ЗИЛ-5 - ведь именно тут ходит сейчас единственный в Москве исторический маршрут T.

    - Проект реставрации гаража Константина Мельникова под Музей транспорта Москвы сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2, - сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Вообще мало где в мире строится столько культурных пространств, как в Москве. Мэр Москвы Сергей Собянин активно поддерживает развитие так называемой третьей функции в городе - объектов спорта, культуры, досуга. Модернизируются Третьяковка, Пушкинский музей, ВДНХ… Каждый такой проект оказывает влияние на весь город. Вот и новое пространство на Новорязанской улице так же даст Москву мощный импульс.

    Поделиться