Именно с этим и связано появление в компаниях такой профессиональной области, как UR-менеджмент (University-relations management), подразумевающей тесную коммуникацию с ключевыми целевыми аудиториями на разных уровнях образовательного процесса: начиная от школьников и студентов и заканчивая руководителями вузов и школ, а также государственными и общественными структурами в области образования.
"Задача современного вуза на данном этапе состоит в том, чтобы максимально эффективно и оперативно отвечать на запросы государства и бизнес-сообщества. Одной из традиционных мер адаптации высшего образования к потребностям реального сектора экономики является институт целевого обучения. Такой подход достаточно эффективен, но все же не позволяет закрыть все потребности рынка труда в квалифицированных кадрах", - объяснил "РГ" ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов.
Сам университет в рамках образовательного процесса проводит профориентационную работу с талантливыми школьниками начиная уже со средних классов. Поэтому к окончанию школы такие ученики уже осознанно могут выбрать свой дальнейший путь. В рамках таких проектов, как "Плехановский маркер", "Плехановский коммерсант", "Я - предприниматель", реализуемых кафедрами университета, вуз получает возможность отбора наиболее талантливых и перспективных студентов для подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов.
Практико-ориентированная система образования также является эффективным инструментом, который позволяет создать благоприятные условия, формирующие потенциал для профессионального развития учащихся. "У нас студенты участвуют в различных проектах. В частности, успешно стартовал проект Business week, конкурс студенческих стартапов для студентов первого курса, направленный на развитие предпринимательских навыков, с привлечением наставников и членов жюри из представителей бизнес-сообщества", - рассказал ученый.
Для развития предпринимательских идей более серьезного уровня создан и успешно функционирует "Бизнес-инкубатор", основная цель которого - помочь развить студенческие бизнес-идеи и превратить их в реальные бизнес-проекты. В рамках федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства" восемь резидентов вуза стали победителями конкурса "Студенческий стартап" в 2022 году.
"Одним из самых перспективных механизмов интеграции реальной экономики и системы высшего образования, на наш взгляд, является создание совместных научно-образовательных структур (научных и учебных лабораторий, учебных и учебно-производственных центров, базовых кафедр) на базе вузов, представляющих собой синергию производства и образования на площадке предприятий, - считает ректор. - Ключевым условием для эффективного функционирования научно-образовательных структур является максимальная вовлеченность и участие будущего работодателя в процесс подготовки специалиста. Привлечение партнеров к реализации образовательных программ должно обязательно выражаться в ресурсной поддержке вуза, в проведении ведущими специалистами предприятий учебных занятий, помощи в подготовке курсовых и дипломных проектов, в участии в работе государственных аттестационных комиссий, а также в организации производственных практик студентов".
Анализ текущего состояния рынка образовательных услуг и потребностей рынка труда позволил выявить востребованность работодателями и обучающимися так называемого microdegree образования (микроквалификации - получение навыков в узкой направленности), - продолжил Иван Лобанов. В связи с этим, в контексте подписанного президентом РФ приказа о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в РФ, в процессе организации эффективного взаимодействия вузов с субъектами реальной экономики необходимо обратить особое внимание на привлечение работодателей к разработке прежде всего магистерских образовательных программ как специализированного уровня образования, с обсуждением не только содержания образовательных программ, но перечня профессиональных компетенций выпускников, формируемых на основе национальных или корпоративных профессиональных стандартов. Вуз в свою очередь в качестве партнера должен оказывать бизнес-сообществу методическую помощь в разработке профессиональных стандартов. Это позволит не только варьировать сроки реализации образовательных программ, но и оперативно адаптировать требования работодателей к компетенциям, которыми овладевают выпускники вузов в зависимости от потребностей рынка труда.
В качестве успешного примера эффективного взаимодействия вуза с реальным сектором экономики ректор отметил деятельность Базовой кафедры экономического анализа и корпоративного управления производством и экспортом высокотехнологичной продукции Государственной корпорации "Ростех". Подразделение специализируется на углубленной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области экономики и управления, ориентированных на практическое решение задач производства и продвижения высокотехнологичной продукции на внешний и внутренний рынки. Такое взаимодействие способствует интеграции науки и высшего образования, способствует внедрению инновационных образовательных технологий и в конечном итоге позволяет подготовить качественных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики.
В рамках эффективной кооперации происходит постоянное совершенствование образовательного процесса на основе усиления связей между вузом, Государственной корпорацией "Ростех", органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и привлечения высококвалифицированных преподавателей-практиков из сфер науки и бизнеса.
"В сегодняшних экономических реалиях необходимо использовать интеллектуальный капитал университетов, содействовать партнерству образовательных учреждений и бизнес-сообщества. Вузы в свою очередь должны оперативно откликаться на запросы государства и бизнеса, модернизировать образовательные процессы для того, чтобы иметь возможность готовить высококлассных специалистов. Целью каждого вуза должен стать поиск своей ниши, позволяющей достичь конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг, повышение качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников", - резюмировал Иван Лобанов.