- Как вы оценили бы потенциал туристической отрасли республики и какое направление может особо заинтересовать инвесторов?
Асхат Акибаев: По оценке Всемирной туристической организации, начиная с 2014 по 2019 год в Кыргызстане наблюдалось увеличение туристического потока с 2,2 до 6,2 миллиона человек. Согласитесь, что для небольшой страны с развивающейся экономикой это значительные цифры.
К сожалению, в 2020-м началась пандемия, которая негативно повлияла на весь бизнес в республике, в том числе и на турсектор. После открытия границ ситуация начала улучшаться - к прошлому году мы смогли выйти на допандемийные результаты.
В 2023-м мы ожидаем прибытия значительно большего количества туристов в Кыргызстан. Этому способствовало масштабное продвижение туристического потенциала республики Фондом поддержки и развития туризма КР на всех крупнейших мировых турвыставках. В итоге уже сейчас забронированы на все лето места во многих домах отдыха, пансионатах, санаториях, в том числе в частном секторе. Причем не только на Иссык-Куле, но и в других регионах страны.
В середине мая в Чолпон-Ате прошла международная туристическая выставка ITF с большим количеством как местных, так и зарубежных участников. Она состоялась благодаря системной работе Департамента развития туризма при министерстве экономики и коммерции КР и других государственных структур. Останавливаться на достигнутом нельзя, надо идти дальше. Для развития туристической отрасли КР, наверное, такие туристические выставки-ярмарки стоит проводить по всей стране.
- В одной из наших прошлых бесед вы упомянули о некоим новом секторе в туротрасли. Расскажите о нем.
Асхат Акибаев: Речь идет о развитии глэмпинга в стране. Я бы этот вид туризма назвал полным погружением в мир природы, духовности и расслабления. Глэмпинг во всем мире набирает огромную популярность. В последнее время жители крупных городов жалуются на высокий уровень стресса, загрязнение окружающей среды, на огромный поток информации. Во время отпуска люди все чаще предпочитают медитативный отдых наедине с природой. Именно поэтому одним из трендов в последние годы в мире становится экологический глемпинг-туризм.
В Кыргызстане потрясающая природа, и многие едут увидеть горные озера, каньоны и другие удивительные, сказочные места. Но рядом с такими уникальными локациями нет хороших отелей. Решить эту проблему как раз и помогает глэмпинг с его сооружениями в виде срубов, капсул, куполов, юрт, домов на деревьях и на воде с максимально открытыми панорамными видами. Это нужно, чтобы человек мог все время чувствовать себя частью природы. Подобные объекты у нас уже есть.
- Какие тенденции зарубежного инвестирования в туристический сектор республики наблюдаются сегодня, кто из крупных брендов уже заинтересовался Кыргызстаном?
Асхат Акибаев: Интерес явно есть, но не такой большой, как хотелось бы. В республику уже зашла известная сеть турецких, а также несколько популярных европейских отелей. Правда, пока они сосредоточены только в крупных городах, но условия для их дальнейшего расширения имеются. Одно из главных направлений нашей работы - логистика. Здесь пока есть проблемы, но они решаются. Мы должны обеспечить доступ к дорогам - автомобильным магистралям, железнодорожному и воздушному сообщению.
- Туристическую отрасль объявили одной из приоритетных для экономики страны. Ощущаете ли вы поддержку со стороны государства?
Асхат Акибаев: Большими плюсами стали отмена виз с более чем 60 странами, разработка Программы режима открытого неба, на которую мы надеемся, и туристического хаба, создание Фонда поддержки и развития туризма КР и других профильных структур, туристических форумных площадок.
Сейчас на рассмотрении перспективное развитие зимнего, а также круглогодичного санаторного и спортивно-оздоровительного туризма, куда привлекают зарубежных специалистов для создания проектов будущих горнолыжных баз и других объектов.
- Можно ли отнести к списку наиболее интересных для инвесторов проект "Всемирные игры кочевников"?
Асхат Акибаев: "Всемирные игры кочевников" стали проектом, благодаря которому Кыргызстан знают во всем мире. Это настоящий бренд событийного туризма. Если вы наберете в поисковике Всемирные игры кочевников, то та же Википедия выдаст вам информацию, что родина этих состязаний - Кыргызстан.
Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы игры проводились поочередно один раз в два года за рубежом и в Кыргызстане. Кстати, на туристических ярмарках последних лет стенд, посвященный играм кочевников, был самым посещаемым. Нам задавали только два вопроса: когда начнутся игры и когда начнете продавать туры и билеты?
- Есть ли у вас еще проекты, подобные "Всемирным играм кочевников", которые стали бы такими же узнаваемыми в мире событиями и принесли бы Кыргызстану еще большую популярность?
Асхат Акибаев | У нас есть еще несколько проектов, которые в разы масштабнее. "Всемирные игры кочевников" - это успешный старт для всех наших последующих инициатив мирового уровня, таких, как "Всемирные этноигры", "Международные спортивные игры стран ШОС и Шелкового пути", "Мировые игры ветеранов", "Этновидение" и другие, о которых вы в скором времени узнаете в подробностях.