Сенаторы поддержали законы о дополнительных льготах участникам СВО

Участники специальной военной операции и жители четырех новых регионов получат ряд дополнительных мер поддержки. Законы об этом на заседании в среду поддержал Совет Федерации. Также сенаторы одобрили правительственную инициативу о комплексном регулировании рынка табака.

Участников СВО освободят от пеней при просрочке оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Также добровольцы СВО смогут получать бесплатную медико-психологическую реабилитацию в санаториях после лечения в стационарных условиях. Согласно другому закону жители ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, проходившие военную службу, а также их семьи с 1 июля 2023 года смогут получать военные пенсии в соответствии с российским законодательством. На выплату смогут рассчитывать граждане, постоянно проживающие по состоянию на 30 сентября 2022 года на территориях новых регионов, что должно быть подтверждено отметкой в паспорте.

Еще один документ предполагает, что участники спецоперации и ополченцы Донбасса, которые участвовали в боевых действиях с 11 мая 2014 года, их семьи смогут бесплатно получать услуги государственных юридических бюро. Государственные юридические бюро и адвокаты будут бесплатно консультировать граждан и составлять для них документы правового характера, в том числе по обеспечению денежным довольствием военнослужащих и предоставлению им отдельных выплат, предоставлению льгот, социальных гарантий и компенсаций участникам СВО, ополченцам Донбасса и членам их семей, признанию участника СВО безвестно отсутствующим или умершим.

Участников СВО освободят от пеней при просрочке оплаты за жилищно-коммунальные услуги

Палата регионов поддержала и пакет законов, который вводит с марта следующего года комплексное регулирование рынка табака. "Федеральный закон впервые в рамках отдельного отраслевого закона вводит комплексное регулирование производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, сырья для их производства", - сообщил первый зампред Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын. Он напомнил, что о необходимости такого регулирования сенаторы говорили с 2019 года. Федеральным органом по контролю, надзору в этой сфере станет Росалкогольрегулирование. Лицензирование деятельности в сфере производства и оборота табака, установление требований к оборудованию, регулирование учета продукции и сырья будут основаны на Единой национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров.

Изъятые из незаконного оборота или конфискованные оборудование, продукцию, упаковку и этикетки уничтожат по решению суда. "Упреждая возможные вопросы, скажу, что не стоит ждать, что предложенный федеральный закон станет панацеей в борьбе с контрафактной продукцией, так же как не стала панацеей такая безусловно полезная мера, как цифровая маркировка", - отметил Синицын. По его словам, для радикального изменения ситуации нужны дополнительные меры, выходящие за пределы национального законодательства. Это гармонизация акцизной политики со странами Евразийского экономического союза. Еще одной важной мерой могла бы стать передача части доходов от акцизов в региональные бюджеты, чтобы создать финансовые стимулы регионам заниматься выявлением контрафактной продукции на прилавках.

Право

Закон, который поддержали сенаторы, установит следователям жесткие сроки, в течение которых они должны принять решение: либо прекратить уголовное дело с истекшим сроком давности, либо передать его в суд. Так, они не смогут держать бесконечно долго в статусе подследственного человека, который настаивает на своей невиновности.

"Предлагаемые поправки к УПК направлены на реализацию правовых позиций Конституционного суда РФ и, по большому счету, укрепление принципа презумпции невиновности человека. Действующие нормы УПК устанавливают запрет на прекращение уголовного преследования в связи с истечением срока давности, если подозреваемый или обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Но при этом в процессуальном кодексе до сих пор не было закреплено каких-либо предельных сроков допустимого продолжения расследования", - прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Он добавил: если обвиняемый на досудебной стадии настаивает на своей невиновности, есть риск, что дело в отношении него не будет прекращено достаточно длительный период по истечении сроков давности.

Альтернативой может быть прекращение дела по нереабилитирующему основанию, что может не устраивать подозреваемого. Нереабилитирующее основание означает косвенное признание вины, хотя обвинительного приговора при этом не вынесено.

"В случае если обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела за истечением срока давности, для следствия будут установлены жесткие сроки, в течение которых дело должно быть либо передано в суд для рассмотрения по существу, либо закрыто по реабилитирующему для гражданина основанию. При этом у граждан появляется право на компенсацию всех понесенных расходов и возмещение морального вреда", - отметил глава правления АЮР.

Совет Федерации вчера также утвердил закон, исключающий службу в органах МВД из отягчающих обстоятельств при совершении полицейскими преступлений. Из статьи 63 Уголовного кодекса РФ "обстоятельства, отягчающие наказание" исключат пункт "о", согласно которому, сотрудники органов внутренних дел получали более строгое наказание.

Ранее депутаты сочли несправедливым, что работа в суде, прокуратуре, ФСБ, ФСО, Росгвардии, ФСИН, военной полиции и таможне отягчающим вину обстоятельством не является. В отличие от принадлежности к МВД.

Таким образом, сотрудники МВД фактически сталкивались с дискриминацией по профессиональному признаку. В то время как количество преступников из системы МВД - не более трети от всех силовиков.

"Такая норма была введена в Уголовный кодекс в 2010 году, и сделано это было на волне критики российской милиции, звучавшей из СМИ и некоторых властных коридоров, - рассказывал "РГ" доктор юридических наук Иван Соловьев. - С тех пор многое изменилось, что в итоге привело к тому, что количество преступлений в системе МВД резко сократилось, поэтому отмена такой нормы назрела".

Подготовил Владислав Куликов, Иван Петров