Президент России спрогнозировал замедление коллективного Запада и восстановление российской экономики. Признаки западной стагнации мы видим уже сейчас. Тут и сокращение заказов в промышленности, и рост числа банкротств, и пессимистические настроения бизнеса относительно сегодняшнего и будущего положения дел.
Сложно предполагать, на сколько это затянется, однако не вызывает сомнений, что перспективы экономического развития наших противников далеко не радужные.
С другой стороны, Россия прошла нижнюю точку потерь из-за санкций и перешла к росту. По оценкам Минэкономики и Центрального банка, ВВП нашей страны вырастет в нынешнем году на 1-2%. Достижимость этой цели не вызывает сомнений. Еще в начале нынешнего года мы в Финансовом университете спрогнозировали, что рост составит примерно 1,5%.
К числу основных хозяйственных задач страны президент отнес достижение технологического и финансового суверенитета, перестройку кооперации и логистики, совершенствование инфраструктуры, снижение неравенства и бедности, а также стимулирование рынка труда.
Очевидно, что полный технологический суверенитет либо недостижим, либо очень дорог. Однако независимость в части критических технологий, которые определяют безопасность и устойчивость страны, и возможна, и достижима, причем в короткие сроки. Что совершенно не отменяет взаимовыгодной технологической кооперации с партнерами, если на них можно положиться.
То же самое касается и финансов. Так или иначе, все страны мира связаны сегодня сетью денежных потоков. Наша задача состоит не в том, чтобы от них обособиться, наша цель - сделать так, чтобы никто снаружи не смог разрушить российский денежный оборот, даже если бы и захотел это сделать. Для этого требуется продолжение дедолларизации, создание единой платежной системы стран ШОС и БРИКС, а также развитие альтернативных форм международных платежей, таких как криптовалюты, опирающихся на реальные активы.
Создание новой кооперации и логистики, а также совершенствование инфраструктуры, заявленные президентом РФ, это шаги в том же направлении. Плавный разворот на восток, уже давно осуществляемый Россией, должен быть ускорен так, чтобы мы не страдали от железного занавеса, опущенного нашими противниками на западной границе. Собственно, работа по этому направлению уже активно ведется. Например, недавний визит Михаила Мишустина в Китай привел к снятию препятствий на пути агропромышленного экспорта в восточном направлении, и не только его.
Для решения задач, стоящих перед производством, требуются рабочие руки. Много лет российская экономика жила кадровым запасом, который достался от Советского Союза. Однако сегодня он иссякает, последние поколения, прошедшие трудовую подготовку в СССР, уходят с рынка труда по возрасту. На это накладываются последствия демографической ямы начала 90-х, которая привела к сокращению числа молодежи. Отсюда вытекает необходимость экстренных мер, нацеленных на подготовку новых кадров для промышленности, а также повышение трудовой мобильности, которая позволила бы подтянуть людские ресурсы из мест, где они не востребованы. Опять же, различные госструктуры уже действуют в этом направлении, однако их работа должна быть ускорена. Работники нужны сегодня, и в немалом количестве.
И ещё важнейшая составляющая развития России, которую назвал президент - это снижение неравенства и бедности. На повышение уровня жизни работает развитие промышленности, следствием которого стал рост реальных зарплат, что не отменяет необходимости поддержки наименее обеспеченных россиян. Двигаться по этому направлению необходимо и для повышения качества жизни, и для поддержания внутреннего мира и спокойствия страны.