Как незрячий стал адвокатом, а колясочник - примером для подражания

Ничего не видеть или не слышать, остаться без рук или без ног. Даже временные проблемы со зрением, слухом или ограничение движения могут ввести человека в глубокую депрессию. А если это навсегда? Что делать? Многие опускают руки и живут на пособия, а кто-то, как та самая лягушка в бочке с молоком, из последних сил барахтается и достигает поставленной цели.
Булат Сафин ежегодно принимает участие в "Дне 1000 велосипедистов".
Булат Сафин ежегодно принимает участие в "Дне 1000 велосипедистов". / из личного архива Булата Сафина

По данным регионального министерства семьи, труда и соцзащиты населения, в Башкирии живут почти 91 тысяча инвалидов трудоспособного возраста. Менее 22% из них работают, а успешными и знаменитыми становятся единицы. Так в чем же секрет тех, кто, несмотря на трудности, добивается порою даже большего, чем совершенно здоровые люди?

Быть наравне

38-летний уфимец Булат Сафин - востребованный адвокат по гражданским и административным делам и член общественной палаты РБ. Он живет обычной жизнью: катается на велосипеде, по выходным жарит для своей семьи шашлыки и готовит плов. Недавно осуществил давнюю мечту полетать на параплане, а теперь думает о прыжке с парашютом. При этом мужчина незрячий. Он ослеп в 12 лет в результате несчастного случая из-за фейерверка.

- Я окончательно понял, что зрение ко мне никогда не вернется в 16 лет и решил больше не тратить время на больницы и бесполезные операции. Всю жизнь лелеять беспочвенную надежду - глупое и ненужное занятие. Важно осознать, что жить надо здесь и сейчас, с тем, что дано. Есть вещи, которые исправить нельзя, нужно просто развиваться и двигаться дальше, - считает Булат Сафин.

Буквально за две недели он научился читать и писать с помощью рельефно-точечного тактильного шрифта Брайля в уфимской спецшколе для слепых и слабовидящих N28.

- Сложность была лишь в том, что "пишут" (выбивают) буквы этим шрифтом справа налево, а читать надо слева направо. Приходилось запоминать много различных комбинаций, - вспоминает Булат.

По его словам, он не чувствовал себя ущербным благодаря родителям и друзьям. Выйдя из больницы, Булат продолжил помогать маме по дому, как и до несчастного случая: наравне с братьями мыл посуду, убирал квартиру, готовил, только на ощупь. Именно родители настояли, чтобы в 10-м классе он перешел в обычную школу и учился со зрячими детьми. Наш герой вспоминает, что сначала было тяжело ориентироваться в толпе детей и учиться. Одноклассники и учителя, как могли, помогали. Окончательно влиться в коллектив удалось после того, как Булат с другом стали диджеями на дискотеках.

Кстати, на госэкзаменах билеты с вопросами ему зачитывали, а он записывал свои ответы шрифтом Брайля. Заверенную работу отдали для перевода специалистам, только потом ее оценили учителя. Окончил школу Сафин с золотой медалью.

Булат Сафин: Полет на параплане совершил, впереди - прыжок с парашютом. Фото: из личного архива Булата Сафина

Технологии в помощь

Ради осуществления мечты - получить высшее юридическое образование - Булату Сафину пришлось много и упорно заниматься. Юноша сутками сканировал учебники по теории права и другим предметам, чтобы подготовиться к экзаменам в институт права Башгосуниверситета.

- В 2000-е технологии еще были не так развиты: на сканирование одной книги в 600 листов уходило около пяти часов, а потом еще день на распознавание текста. Специальная компьютерная программа помогала его озвучить. Сейчас все значительно быстрее, проще. Но, как и тогда, без гаджетов незрячему человеку невозможно ни развиваться, ни учиться, ни работать, потому что доступ к информации нам дает интернет. Кстати, пишу я тоже на компьютере методом 10 пальцев, - рассказывает Булат Сафин.

В институте, несмотря на отсутствие зрения, он стал редактором студенческой газеты. Победы в различных конкурсах, отличная учеба, положительные характеристики и красный диплом - таким было его портфолио по окончании вуза, только вот работодатели не спешили нанимать незрячего юриста. Он ежедневно рассылал резюме по различным фирмам и компаниям, но после очной встречи ему отказывали под надуманным предлогом.

- Теперь-то я понимаю, что такой отказ нарушает требования законодательства, и помогаю другим инвалидам отстаивать свои права, - говорит Сафин. - Мне повезло, что в меня поверил и взял под крыло в качестве стажера адвокат Ильгам Муратов. Позже он признался, что это был своего рода эксперимент, который оказался удачным.

Первое время клиенты с недоверием относились к слепому неопытному адвокату, но постепенно все наладилось.

- Я очень хочу, чтоб наше общество, наконец, осознало, что инвалид - это не бесполезный человек, сидящий на шее у государства и получающий пенсию. Он может трудиться, приносить пользу, заниматься творчеством. Да, у нас есть определенные ограничения, которые нельзя игнорировать, но с ними можно жить и вполне достойно, - считает Булат Сафин.

Главное - мотивация

Среди тех, чьи возможности, казалось бы, ограничены здоровьем, а на самом деле стали стимулом для успеха, и уфимский блогер-альпинист, член общественной палаты РФ Рустам Набиев. "РГ" уже неоднократно писала про него. Во время обрушения казармы в Омске, где погибли 24 человека, он лишился ног, но сохранил жажду жизни.

Сегодня у него есть все, о чем мечтает практически каждый мужчина: любимая супруга и дети, собственное жилье, признание и уважение. При этом Рустам продолжает вести свой блог в соцсетях, мотивируя других не отчаиваться, бороться с обстоятельствами и стремиться к большему.

Рустам Набиев на своей шестой вершине - горе Аконкагуа, 6961м. Фото: https://vk.com/rustam.nabiev92

- Успех зависит от двух факторов - желания и действия. Когда я лежал под завалами, думал, что самое страшное - это не успеть ничего сделать в жизни, и почувствовал злость. Ведь мне было 24 года, и как это - я умру, и ничего не останется после меня, даже семьи? Это несправедливо! Поэтому дал себе слово, что буду восполнять пробелы, буду бороться и жить! - говорит Рустам. - Не столь важно, есть ли рядом кто-то, хотя поддержка, безусловно, важна. Пока человек сам не примет решение, никто не сможет заставить его двигаться вперед.

Именно сильная мотивация помогла Рустаму за три года на руках взобраться на шесть очень сложных для восхождения гор. Ему покорились западная и восточная вершины Эльбруса, затем гималайская вершина Манаслу в Непале, Казбек и высшая точка африканского континента - пик Ухуру в горах Килиманджаро. Шестой покоренной вершиной стала высшая точка Южной Америки - гора Аконкагуа, абсолютная высота которой достигает 6961 метра над уровнем моря. Но и на этом Рустам Набиев не собирается останавливаться. Теперь он занимается бодибилдингом и планирует продвигать этот вид спорта среди инвалидов-колясочников, потому что уверен: они способны на большее, чем думают сами и окружающие.

Мнение

Ленара Иванова, министр семьи, труда и соцзащиты населения РБ:

- У нас в Башкирии делается многое, чтобы жители с инвалидностью могли жить с комфортом, самореализовываться, находить работу и друзей. Мы продолжаем создавать доступную среду в регионе, проводим различные фестивали, форумы (такие как "Ломая барьеры", "Созвездие талантов") и помогаем в трудоустройстве. Но, к сожалению, не все зависит от нас. Некоторые инвалиды считают, что государство обязано решать все их проблемы, в том числе жилищные и бытовые. При этом здорово, что в республике живут такие яркие личности, как Рустам Набиев. Он лишился ног, но сумел справиться с переживаниями и живет полной жизнью, каждый раз ставя перед собой новую цель и достигая ее. Он - настоящий пример мужественности, стойкости и преодоления, на него нужно равняться не только инвалидам, но и совершенно здоровым людям.