В гаджете хранится масса информации, в том числе учетные записи банков, что превращает их в объект вожделения злоумышленников. Они действуют все более изощренно. По данным ГУ МВД по Краснодарскому краю, только с начала года жители Кубани отдали телефонным аферистам свыше 800 миллионов рублей.
В полицию ежедневно обращается до 50 пострадавших. Одни попадают в сети, расставленные группой мошенников, другие становятся жертвами одиночек. Пугая людей информацией о якобы попавших в беду родственниках или знакомых, ловят их, что называется, "на живца". На эту удочку попалась и моя родственница. По телефону мужчина, назвавшийся ее соседом, сообщил, что лежит в больнице. "Я по голосу Игоря сразу узнала, - пояснила Тамара. - У него поражение легких - 40 процентов, дышит тяжело, попросил перевести 23 тысячи, номер карточки продиктовал. Я, конечно, отказать не могла".
Через пять минут новый звонок от "Игоря": "Умоляю, переведи еще 13 тысяч, на лекарства не хватает". - "Да у меня всего две тысячи осталось". И тут только я узнала, что "сосед", сославшись на то, что его телефон разрядился, звонил с чужого мобильника. И сердобольная Тома откликнулась на чужую беду, даже не попытавшись проверить информацию. Обманщики на это и рассчитывают.
Быстро выяснили, что Игорь болеет, лечится дома, никому не звонил и денег не просил. Поразительно, но телефонный "сосед" продолжал оставаться на связи. Ответив на входящий звонок и поняв, что разоблачен, заявил, что мы его "не достанем": мол, находится "в местах не столь отдаленных" и наши разоблачения ему "по барабану". Сестра решила, что бесполезно обращаться в полицию. Но я так не думала. Ведь у нас был и номер телефона мошенника, и данные карты, на которую ушли деньги.
Поэтому убедила сестру написать заявление. По пути, сидя в трамвае, она разослала друзьям обращение с призывом "Будьте бдительны!". Домой вернулась с чувством выполненного долга, дав показания дежурному следователю ОВД Центрального округа Краснодара. Знакомые были уверены, что злоумышленника не найдут, да и пытаться особо не станут. Кто, мол, бросится на поиски 23 тысяч, когда миллионы уплывают в подобные "черные дыры".
Однако правоохранители не только попытались, но и нашли.
- На следующий день несколько раз звонили с незнакомого номе- ра, - рассказывает Тамара. - Я только с третьего раза взяла трубку и тут же услышала: "Мошенникам сразу отвечаете, а сотрудников полиции игнорируете. Приходите, мы, кажется, установили, кто звонил вам. Будем его брать. Надо кое-что уточнить".
Уголовное дело, возбужденное по ч. 2 ст. 159 УК РФ, приняла к производству старший следователь по особо важным делам отдела полиции Центрального округа Краснодара подполковник юстиции Светлана Афанасьева. К этому времени стало известно минимум о восьмерых пострадавших, перечисливших деньги на ту же карту, что и моя сестра. Все они оказались жителями соседнего региона, откуда на Кубань, как выяснилось, перебрался и сам злоумышленник.
- Он почти 10 лет провел за решеткой, - поясняет Светлана Сергеевна. - Освободившись в марте нынешнего года, первое время отмечался в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства. Когда ему это надоело, перебрался на Кубань, где решил заняться обманом доверчивых граждан. По объявлению нашел жительницу Майкопа, которая продавала на "Авито" подержанные вещи. Предложил за пять тысяч приобрести у нее телевизор, перечислил на карту деньги. Приехав за покупкой, представился беженцем, уверял, что берется за любую работу. Был очень убедителен. И та разрешила переводить на свою карту деньги, якобы заработанные Артемом, как назвался ее новый знакомый. Потом она их снимала и отдавала мужчине. Уверяет, что делала это бескорыстно, из желания помочь человеку - человеку, втершемуся к ней в доверие. С начала мая на карточку пенсионерки поступило примерно 150 тысяч рублей. Суммы разные - от трех до 65 тысяч.
Последний транш в 23 тысячи как раз пришел от Тамары. К этому времени пенсионерка начала подозревать неладное и отказалась выдать "беженцу" поступления. Теперь правоохранители заставят его вернуть обманутым гражданам все незаконно полученные средства. Взятого под стражу "Артема" проверяют и по другим эпизодам возможного мошенничества. У него изъяты несколько сим-карт, телефонных аппаратов и банковские документы.
- Ему не повезло: потерпевшая сразу обратилась в полицию, а здесь, в УВД Центрального округа, за дело взялись настоящие профессионалы, - считает подполковник Светлана Афанасьева. - Наш Руслан несколько часов провел в засаде у дома майкопской пенсионерки, дожидаясь "беженца". К моменту его задержания были собраны все доказательства, подтверждающие его вину. Он сразу понял, что отпираться бесполезно.
Оперативники, как известно, люди публичные, поэтому нашего героя могу назвать только по имени. Руслан действительно настоящий ас, в чем я убедилась, понаблюдав за его работой. Подопечной оперативника на этот раз стала молодая женщина, набравшая с подачи мошенников кредитов на три с лишним миллиона рублей. В течение двух дней, оформив 28 переводов, она отправила эти деньги на указанный счет. Ее уверяли, что таким образом она гасит оформленный на нее кредит, а вышло все наоборот. Теперь остается надеяться, что Руслан и его коллеги выйдут на след злодеев.
О том, как не попасть в сети мошенников и распознать уловки злоумышленников, читателям "РГ" рассказывает замначальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павел Гензерский:
- В прошлом году на Кубани телефонные аферисты обманом завладели суммой, превышающей три миллиарда рублей. В этом году такая же тенденция. Сложность раскрытия IT-преступлений в том, что звонки чаще всего совершаются из разных городов и даже других стран. Кроме того, злоумышленники используют большое количество банковских счетов, которые за небольшое вознаграждение оформляются на посторонних людей. Вот недавний случай. Студент оформил на себя пять банковских карт, передал их злоумышленникам, которые эти карты отправляют из одного города в другой, передают разным лицам, устанавливать которых потом приходится полицейским.
Бывают и просто шокирующие ситуации. Так, у супружеской пары из Новороссийска злоумышленникам удалось выудить 120 миллионов рублей! Позвонили, представились сотрудниками банка. Располагая информацией о том, что люди они состоятельные, вынудили их действовать по инструкциям, снимать деньги в разных банках и переводить на подконтрольные мошенникам банковские счета.
Самый распространенный способ виртуального мошенничества - звонок якобы от сотрудника банка либо правоохранительных органов. Такова практически половина всех преступлений, совершенных с использованием информационных технологий. Далее следуют покупки товаров и услуг в интернете, затем - инвестиции. На лжеброкерских площадках людям рисуют картину благополучия, и граждане в предвкушении большого и быстрого заработка берут кредиты, занимают деньги у родственников, закладывают свое имущество, а затем перечисляют деньги аферистам. В итоге остаются без прибыли и, конечно же, без своих сбережений.
Причем сейчас схема мошенников несколько изменилась. Это связано с тем, что сотовые операторы стали блокировать подмену номеров. Теперь чаще всего звонки поступают гражданам в мессенджеры. Для убедительности мошенники ставят аватар нужного банка и представляются его сотрудниками. С начала года в органы внутренних дел края уже поступило более двух тысяч заявлений от граждан, которые пострадали от мошенников, представившихся сотрудниками правоохранительных органов либо службы безопасности банка.
Никогда не покупайтесь на информацию, что какой-то недобросовестный сотрудник банка, где вы обслуживаетесь, совершает противоправные операции с вашим счетом. И не участвуйте "в спецоперации" по поимке преступников. Надо не только незамедлительно прекращать разговоры с незнакомыми людьми, но и сообщать о подобных фактах в банк и полицию.
И главный совет: никогда не осуществляйте финансовые операции под диктовку неизвестного человека. Только тогда преступники не будут обогащаться за ваш счет.