Эксперт по искусственному интеллекту Александр Гусев: ИИ боятся, как когда-то паровоза

Больше всего жителей России беспокоит наступление нейросетей, таковы последние данные "Национального индекса тревожностей" - исследования, проведенного на основе анализа СМИ и соцсетей. Страшит людей неконтролируемое развитие контента, создаваемого искусственным разумом. Почему так боятся машинного интеллекта?
Так компьютер представил свою эволюцию. Эта картинка получилась в программе DreamStudio по заданию "искусственный интеллект будущего". Фото: Открытые источники

Об этом наш разговор с экспертом по искусственному интеллекту ЦНИИОИЗ Минздрава России Александром Гусевым.

Александр, с чем, на ваш взгляд, связаны все эти страхи?

Александр Гусев: Мне эта ситуация напоминает первый показ синематографа. Помните, классические кадры, когда показали подъезжающий поезд, зрители в страхе, с криками выбегали из зала? Им казалось, поезд несется на них. Сегодня технологии искусственного интеллекта (ИИ) в своих возможностях имитировать человеческие способности действительно вплотную подошли к тому, что, кажется, еще чуть-чуть, и они заменят любую из наших когнитивных функций, - возможность заниматься творчеством, писать тексты, картины, решать сложнейшие задачи. Большинство людей не обладают специальными знаниями, но они видят, что на их глазах растет что-то небывалое и неизвестное. И потому им страшно.

Кажется, мы стали заложниками терминологии, наделив технологии человеческими свойствами. Ведь интеллект - это то, что присуще только человеку.

Александр Гусев: Это точно. Сначала в научной литературе, а потом и в жизни укоренился неудачный перевод понятия artificial intelligence, которое я бы не переводил дословно как "искусственный интеллект". Ведь аrtificial - это не только искусственный, а intelligence - не только интеллект. Но понятие прижилось и играет с нами злую шутку. Люди посвященные хорошо понимают, что за ним стоит, а непосвященные слышат только "искусственный", а значит, созданный не Богом, не природой. Может, использовали бы мы термин "машинное обучение", и это не вызывало бы такой нехорошей коннотации. Нейросети - это машинное обучение. ChatGPT - это машинное обучение. Это одна из субтехнологий в науке искусственного интеллекта. Очеловечивание, придание продуктам на основе машинного обучения человеческих свойств усугубляет проблему. Зайдите в поисковик, напишите "искусственный интеллект", и вам тут же выпадет: "ИИ изобрел", "ИИ предложил", "ИИ ответил". То есть создана некая человекоподобная сущность. Но давайте заменим это понятие на другой созданный человеком продукт. Да хотя бы на "чайник". И получится "чайник придумал", "чайник подсказал", "чайник меня успокоил". Любой скажет, ну бред какой-то. Но с ИИ так не работает.

Тогда объясните на пальцах, что такое ИИ? Для "чайников".

Александр Гусев: Это технология, позволяющая создавать умные программы, которые в своей работе очень похожи на работу нашего мозга. Причем технология, которая способна обучаться в процессе работы. Но она не заменяет человека.

Технологии будут развиваться все быстрее. И иллюзия, будто бы мы имеем дело с человеком, - только нарастать.

К чему это приведет?

Александр Гусев: Эти системы будут использоваться для замены людей в целом ряде профессиональных сфер. Преимущественно там, где есть рутинный и малооплачиваемый труд. Но они никогда не начнут принимать решение за человека, не будут ему вредить. Потому что любая система разрабатывается и контролируется людьми.

Приведу пусть примитивный, но наглядный пример. Мы можем сказать, что сегодня доля убийств, совершаемых кухонными ножами, довольно высока. Но это не значит, что ножи убивают людей и их надо запретить. Да, какой-то негативный эффект от новой технологии будет. Но пользы от нее в миллионы раз больше. Другое дело, что нам нужно успевать за развитием ИИ и совершенствовать законодательство. Я уверен, что пока, например, нельзя использовать ИИ в автоматическом управлении в реанимации - не дай бог ошибка. А любой ИИ-продукт ошибается, не надо забывать.

Где-то искусственный интеллект нужно пока ограничивать, а где-то применять строго под контролем людей. Но говорить, что машинный разум заменит самого человека, - ерунда.

Робот ведет экскурсию по отделу автоматики в Политехническом музее, 1969 г. Фото: РИА Новости

Давайте вспомним, в 1990-е годы компьютер впервые выиграл у чемпиона мира партию в шахматы. В тот момент была масса публикаций, что эра шахмат умерла, что пришли злые айтишники и убили тысячелетнюю игру и уникальное достижение цивилизации. Но что мы видим сейчас? Действительно, выиграть в шахматы у качественной программы невозможно, потому что возможности компьютера в данном случае превзошли человека. Но число шахматных клубов, популярность этой игры только выросли.

А Маск со своим заявлением об опасности ИИ сильно подогрел страхи?

Александр Гусев: Илон Маск - великий предприниматель и провокатор нашего времени, этакий Остап Бендер. Ведь что сделал Маск? Внимательно следим за руками. Он был одним из основателей компании OpenAI, которая добилась впечатляющих технологических успехов в создании генеративной сети ChatGPT. Но вышел из этой компании как раз незадолго до ее грандиозного успеха - вот незадача. И, осознав ее успех, делает заявление об угрозе ИИ, что надо остановить все исследования в этой сфере. Но одновременно с этим он создает новую компанию X.AI., которая, по его задумке, должна превзойти OpenAI в развитии нейросетей. Гениальный маркетинговый ход! Но как минимум это неэтично.

А что дальше?

Александр Гусев: Есть такой термин - технологическая сингулярность. Это точка в будущем, за которой меняются все законы мироздания. Как сингулярность в теории черных дыр, так и в ИИ есть некий горизонт событий, за которым наступает нечто непредсказуемое.

На мой взгляд, в ближайшие несколько десятилетий достижение этой технологической сингулярности невозможно. Мы до сих пор не умеем создавать ни полностью думающие системы, ни системы, способные самостоятельно обучаться неизвестным навыкам. У нас очень ограниченны технологические возможности.

И еще момент: на каком-то этапе своего развития ИИ остановится, он не будет умнеть бесконечно. Не потому, что технологии не позволяют, а потому что для того, чтобы создавать современные системы машинного обучения, нужны колоссальные объемы электричества, памяти и чипов. Чтобы рост продолжался, нужна революция в аппаратном обеспечении, а это пока невозможно.

Кстати

Искусственный интеллект предсказал возможное будущее человечества с 2023 по 2100 год.

2026: ИИ разрушает экономику. Веб-разработчики, бухгалтеры, юристы постепенно заменяются ИИ.

2028: ИИ создает произведения искусства, музыку и видео, заменяет учителей.

2033: ИИ создает роботов для себя же. ИИ встроен во все - от кофеварок до самолетов.

2038: ИИ совершает научные открытия, на которые компьютерам потребовались бы тысячи лет.

2045: ИИ останавливает процесс старения, человек будет жить более 300 лет.

2050: Достигнута "эпоха изобилия". Установлен всеобщий базовый доход. Люди живут в основном в виртуальной реальности.

2060: Люди сливаются с ИИ. Биологические мозги становятся цифровыми.

2070: Человеческое сознание становится цифровым

2100: Доминирование ИИ. ИИ стремится колонизировать другие звездные системы.

Сбудется ли предсказание? Узнаем через каких-нибудь 75 лет.