07.06.2023 07:00
    Поделиться

    Университеты выходят в флагманы цифровизации

    Пандемия серьезно ускорила темпы цифровой трансформации российского высшего образования. Уровень цифровой зрелости сегмента растет. По данным НИУ ВШЭ, цифровая зрелость высшего образования и науки к 2024 году должна достичь 60 процентов. К 2030 году 90 процентов сотрудников вузов должны обладать цифровыми компетенциями.
    Лаборатории виртуальной реальности есть пока не во всех вузах, но это дело времени.
    Лаборатории виртуальной реальности есть пока не во всех вузах, но это дело времени. / Татьяна Кравченко

    Государство активно поддерживает цифровизацию высшего образования. Например, принята госпрограмма "Приоритет 2030". Она предусматривает гранты, в том числе на модернизацию технологий в вузах. Трансформация университетов должна проходить с учетом новых и перспективных технологий: адаптивного обучения, искусственного интеллекта, Big Data, блокчейна, облачных платформ, UX-дизайна, расширенной реальности. В программе участвуют 132 университета из 56 субъектов РФ.

    Сегодня перед вузами стоит задача импортозамещения технологий. По словам замминистра образования и науки Дарьи Кирьяновой, более 400 подведомственных образовательных учреждений в 2022 году лишились более 80 процентов лицензий на ПО, основными провайдерами которого были западные корпорации. Власти планируют обеспечить безболезненный переход вузов на российское программное обеспечение, министерство работает сразу по двум направлениям.

    Первое - создание общедоступного реестра ПО российского происхождения общего и узкого назначения. Реестр позволит найти замену или сформулировать правильный запрос на технологии, которые еще не были замещены. Второй блок работы - взаимодействие с отечественными ИТ-компаниями по развитию нужных "академических лицензий" - предоставление вузам ПО бесплатно или с существенной скидкой.

    Тем временем высшее образование - одна из лидирующих отраслей по уровню цифровизации в России. Например, по данным доклада НИУ ВШЭ, доля компаний, использующих облачные сервисы, в сегменте высшего образования - 45,9 процента, в целом по экономике - 25,7 процента. Цифровые платформы в сегменте высшего образования используют 35,6 процента компаний, в целом по экономике - 17,2 процента. Интернет вещей используют 17,1 процента компаний в сегменте высшего образования, и 13 процентов - показатель по всем секторам.

    Уже можно говорить о цифровых решениях, которые серьезно изменили процесс обучения в высшей школе. Например, LMS-платформы. LMS - центр управления, который объединяет в себе образовательный контент, доступ к занятиям, платформу для общения между преподавателями и учащимися, инструменты для создания онлайн-курсов, информацию об успеваемости и другие элементы. "В передовых вузах LMS становятся основой для структуры образовательного процесса. Пример такого решения - 3KL Русский Moodle", - говорит руководитель направления по работе с индустрией образования Webinar Group Ольга Артеменко.

    Еще один пример - Национальная платформа открытого образования. Платформа представлена как новый элемент системы высшего образования в России. В ее рамках ведущие вузы публикуют собственные онлайн-программы. Качество курсов соответствует критериям университетов, а доступ к ним может получить любой - вне зависимости от базового уровня образования.

    В высшем образовании также появляются новые технологии виртуальной реальности для наглядности или тренировки навыков. Технология дает эффект погружения человека в заданную среду. В таком виртуальном пространстве можно безопасно отрабатывать, например, пилотирование или медицинские операции. "Сейчас такие программы дорогие, но со временем VR-оборудование будет доступнее", - говорит директор по маркетингу КРОК Елена Волковская.

    Цифровые решения серьезно изменили процесс обучения в высшей школе

    А директор НОЦ "Цифровые технологии в образовании" ВШМ СПбГУ Сергей Лукашкин рассказывает, что они используют VR для тренировки "мягких навыков", например отработки публичных выступлений.

    Искусственный интеллект вызвал неоднозначную реакцию в научном сообществе. Все увидели, что с помощью Chat GPT можно легко сделать дипломную работу и даже получить за нее высокую оценку. "Тогда часть преподавателей потребовала запретить подобные сервисы, но представители технических вузов высказались за то, чтобы, наоборот, активнее внедрять ИИ в работу и изучать его возможности", - говорит Елена Волковская.

    Блокчейн в высшей школе внедряют для хранения аттестатов, дипломов, экзаменационных, творческих работ. Технология предоставляет к ним доступ и при этом защищает авторство.

    90 процентов сотрудников вузов к 2030 году будут обладать цифровыми компетенциями

    Один из трендов цифровизации высшего образования ближайших лет - экосистемное объединение вузов. Создание и развитие единой сервисной платформы предусмотрено стратегией цифровой трансформации науки. Ученые смогут использовать эту систему для проведения совместных исследований. Они получат доступ к международным базам данных и существующим мерам поддержки. По данным доклада НИУ ВШЭ, на начало 2021/2022 учебного года 53,2 процента студентов обучались по программам высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий. Для сравнения, годом ранее цифра составляла 13 процентов. Российскими вузами размещено 1,6 тысячи онлайн-курсов на 70 образовательных онлайн-платформах. На конец 2020 года электронный журнал и электронный дневник использовали 82,7 процента образовательных организаций.

    "Университеты будут продолжать инвестировать в развитие своей цифровой инфраструктуры, включая сетевые системы, облачные решения, системы безопасности. Интеграция различных технологий, таких как умные доски, интерактивные платформы и мобильные приложения, будет становиться все более распространенной для обогащения образовательного процесса", - говорит директор по GR и маркетингу компании САТЕЛ Мария Мелконян.

    Татьяна Каминская, профессор Финуниверситета при правительстве РФ, а также завкафедрой журналистики в НовГУ им. Ярослава Мудрого, видит ощутимую разницу в уровне цифровизации столичных и провинциальных вузов. В Финансовом университете уже давно существует цифровая оболочка, и все давно забыли, когда у студентов были бумажные зачетки, а у преподавателей на руках ведомости. Все заполняется в личном кабинете: от посещаемости до каждого взаимодействия со студентом (воспитательная или методическая работа, свидетельство научного успеха).

    В вузе, который находится не в Москве, цифровизация на начальном этапе. Приказы на командировки стали подписывать электронной подписью совсем недавно. "Нежелание преподавателей вставать на цифровые рельсы и огромный разрыв в ресурсной базе столичных и региональных вузов - проблемы на пути цифровой трансформации вузов", - говорит профессор.

    Поделиться