Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин задал тональность дискуссии, попытался раскрыть следующие вопросы: "Почему сейчас идет мировая борьба? Почему эта мировая борьба сконцентрировалась вокруг Украины? Как в меняющемся мире нам привыкать жить по новым правилам, когда биполярный мир, вроде бы закончился, монополярный - заканчивается, и на повестке дня мир многополярный". "США, пытаясь возродить свою гегемонию, решили сформировать резко ассимитричную биполярность: весь остальной мир против России, - подчеркнул ученый. - И у них ничего не получилось, потому что настали другие времена. Мы видим появление нового моногополярного мира. Мы видим, как себя ведут Турция, Венгрия, Грузия. Журналисты спрашивают: они теперь наши? А я отвечаю, турецкое и грузинское руководство - оно ничьё! Оно пытается создать собственный, пусть небольшой, но полюс, в котором сосредоточены собственные интересы. К этому надо привыкать".
Касательно ситуации на Украине Владимир Жарихин отметил, что в данном контексте, по его мнению, следует учитывать и личностный фактор, которым зачастую пренебрегают. "Политики - это живые люди, - констатировал он. - У них есть свои страсти и интересы. И только с этой точки зрения я могу определить, почему такая негибкая позиция и стремление всё порушить ради победы со стороны американской администрации. С моей точки зрения, поведение президента США Джо Байдена, как человека, оно имеет объяснение: лидер самой мощной мировой державы чувствует себя лузером. Он везде проиграл".
Модератор дискуссии президент Международного института развития научного сотрудничества, профессор Кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Елена Пономарёва выразила уверенность в неизбежности победы РФ на Украине. "Я добиралась на мероприятие на метро, и обратила внимание на фантастическую символику на станции Киевская, - рассказала ученый. - Там есть панно со словами Владимира Ленина: "Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза". Речь идет о том, что только вместе с другими народами может быть настоящая независимость народов, проживающих на нашем пространстве. На пространстве исторической России, как бы она по-другому не называлась. Мы неизбежно придем к такому завершению конфликта. Несмотря на страдания от укронацистов, мы не глумимся над украинской культурой, потому что это наша часть. Это чувство дает нам превосходство и ощущение неизбежной победы".
Профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков указал на то, что "нам нужно привыкать к новому миру". "Это очень непростой процесс, он будет долгим и непростым, - заверил эксперт. - Современные международные отношения переживают глубочайший кризис. Моноцентричный однополярный мир оказался иллюзией. Никакого конца истории не наступило, и уж конца идеологии точно не наступило. Процесс наступления многополярного мира остановить нельзя, его можно только замедлить. Об этом очень точно сказал глава МИД России Сергей Лавров. Но, зачастую, мы воспринимаем этот новый миропорядок как какой-то рай на земле. Полицентричная форма миропорядка не является раем на земле. Это самая демократическая форма построения мировой иерархии в международных отношениях, но это не рай. Большее количество акторов, большее количество интересов и ценностей, которые необходимо учитывать при взаимодействии и построении баланса".
Преподаватель кафедры политической теории МГИМО МИД России Олег Яновский обратил внимание на то, что борьба с Западом имеет долгосрочный характер, при этом не стоит недооценивать противника. "Пока всё, что задумывала администрация Байдена относительно вооружения и интенсификации украинского конфликта, всё реализуется просто как по нотам, - считает аналитик. - Что касается многополярного мира, то это пока больше мечта. Мы только вступили на этот путь, и об этом можно будет серьезно говорить, когда мы разрешим вопросы с другими центрами силы. А какой сейчас говорить многополярности, если, по словам Жозепа Борреля, мир разделился на джунгли и сад цветущий. Если же посмотрим на риторику восточных коллег, то мы разделились на коллективный Запад и глобальный Юг. Мы видим классическое разделение на блоки. Давайте разберемся для начала с конфликтами и финансовой системой, а потом уже будем переходить к выстраиванию новой мировой архитектуры".