08.06.2023 07:29
    Поделиться

    Вадим Заусаев: Сегодня искусственное воспроизводство леса в ДФО - это ямочный ремонт

    Лесная отрасль - одна из основных специализаций Дальнего Востока. Она одна из немногих, являющихся естественной основой регионального воспроизводства.

    Но сегодня лесной комплекс переживает серьезные проблемы. В их числе низкое качество ресурса, его малая концентрация. Доступная сырьевая база подорвана пожарами и многочисленными вырубками. Из-за того, что качество леса оставляет желать лучшего, а запасы весьма скромные, себестоимость производства получается очень высокой.

    Между тем в отрасли должны быть крупные предприятия, ведь они могут сэкономить на издержках при больших масштабах деятельности. Но им требуется огромное количество сырья, которое обеспечит не год-два работы, а не менее 20-30 лет.

    Поэтому в регионах южного пояса Дальнего Востока необходимо развивать искусственное воспроизводство леса в индустриальных масштабах, оставив содействие естественному восстановлению на северных территориях. В мире таким искусственным воспроизводством занимаются уже давно, с начала прошлого века, когда в нескольких странах сильно ограничили вырубки. К нынешнему моменту там сложился рынок леса, на котором можно продавать и готовый к использованию ресурс, и 20-летние посадки. Купит тот, кто их будет эксплуатировать, пусть и через 50-60 лет. При этом собственник оберегает свои площади от пожаров и ухаживает за ними.

    На Дальнем Востоке ежегодный прирост деревьев на гектаре - кубометр с небольшим в год. В Финляндии, например, - шесть-семь и более. Почему? Используется качественный посадочный материал с высокой плотностью на гектаре. Эти площади поддерживают санитарными рубками, которые проводят два-три раза на протяжении 60-70 лет. Вырубленное не увозится, а уходит в гумус. Система дает прекрасные результаты: выход деловой древесины - почти стопроцентный.

    Конечно, у нас тоже высаживают лес. Но это всего лишь в рамках содействия естественному воспроизводству, этакий ямочный ремонт, он требует минимальных долговременных финансовых средств и не спасает ситуацию. Нужны серьезные вложения: в выращивание леса, его охрану, проведение рубок ухода, абсолютно необходимых при наших бедных почвах. Это все деньги, и большие деньги! Они начнут приносить отдачу только через 60-70 лет. Но зато через это время здесь будет стоять лес с запасами ресурса не 120 и менее кубометров на гектар, как сейчас, а 500-600. Да и выход деловой древесины, который он обеспечит, будет уже не 70 процентов, а 95-98.

    Повторю, нужен кардинальный переход от сугубо содействия естественному воспроизводству леса, которое сохранится на труднодоступных территориях, к искусственному в промышленных масштабах на юге нашего макрорегиона. Одним из механизмов может быть создание плантаций. Для них используются породы с мягкой древесиной, быстрорастущие - до 40-50 лет. Строительный брус из такой древесины не сделаешь, но ее можно использовать в целлюлозно-бумажной промышленности.

    На юге макрорегиона нужен кардинальный переход от содействия естественному воспроизводству леса к искусственному в промышленных масштабах

    Есть еще один момент. На юге Дальнего Востока многие земли переведены в категорию сельхозназначения. При этом они не приспособлены для аграрного производства, но в них вкладываются огромные бюджетные средства, которые отвлекаются от других важных проектов. Это нерационально. Надо не зарывать деньги, а действовать в соответствии с законами экономики и возвращать земли (и финансы!) в лесной сектор.

    Процесс перехода к индустриальным масштабам искусственного восстановления леса не только затратный, но и сложный. Всплывут многочисленные нюансы, которые касаются собственности, арендных отношений, культуры населения. Но если мы не начнем сегодня, то заготовка древесины будет обходиться нам с каждым годом все дороже и дороже, а лесную отрасль мы потеряем как естественную основу регионального воспроизводства.

    Поделиться