Колокольню Смольного собора обсудили на Совете по культурному наследию

6 июня в Петербурге состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, предметом обсуждения которого стала колокольня ансамбля Смольного монастыря. Инициаторами вынесения этого вопроса на заседание Совета выступили Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (Фонд СВОИК) и Архитектурная мастерская Мамошина. Встреча членов совета прошла в стенах самого собора.
Пресс-служба Фонда СВОИК

Как отметил настоятель Смольного собора отец Петр Мухин, обратившись к собравшимся с приветственным словом, позиция собора в отношении воссоздаваемой колокольни прежде всего заключается в ее значении с духовной точки зрения, ведь в основе колокольного звона лежит обращение к Богу, призвание человека к молитве и любви. Сам настоятель проект поддерживает и считает создание колокольни необходимым. Ранее обсуждения проекта колокольни в профессиональном сообществе уже велись неоднократно, один из последних диалогов состоялся в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме, где была представлена 3D-модель колокольни ансамбля. Несмотря на это, официальная дискуссия длилась почти три часа.

С докладами на заседании совета выступили Анна Хмелева, секретарь попечительского совета Фонда СВОИК, а также Михаил Мамошин, заслуженный архитектор России, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов.

Судьба колокольни

Первые варианты проектов Смольного монастыря выполнялись архитектором Ф.Б. Растрелли в 1748-1750 годах, затем проект дорабатывался уже в процессе строительства модели монастыря вплоть до 1756 года, также в ходе непосредственного строительства. О том, что именно модель являлась финальной версией решения, Растрелли писал сам: "За то время сделал я деревянную модель монастыря, по оной его и строили".

До 1762 года великий итальянский архитектор самостоятельно руководил строительством, однако после его увольнения в отставку императрицей Екатериной ІІ строительство комплекса построек завершалось под руководством архитектора Ю.М. Фельтена, в задачу которого входило приспособление монастыря под Воспитательное общество благородных девиц. Строительство монастыря было остановлено к 1770 году, наружная и внутренняя отделка собора, часть интерьерных решений собора и малых церквей остались незавершенными. Невоплощенным остался главный акцент монастыря в проекте - огромная надвратная колокольня, строительство которой было остановлено на двух ярусах в 1767 году. По замыслу зодчего, колокольне отводилась ведущая роль в ансамбле. Нижний ярус должен был служить парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а верхние ярусы предназначались для звонниц.

После смерти императрицы и отлучения от двора и отъезда Растрелли из России строительство встало, из-за нехватки средств было окончательно решено не строить колокольню выше уже созданных ярусов. Собор оставался недостроенным почти 70 лет. Только в конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по достройке храма, однако сама колокольня так и не была достроена. В 30-х годах XIX века остатки ярусов колокольни были разобраны.

Диалоги об истории

Одним из главных аргументов противников проекта являлась недоказанность исторического замысла Растрелли. Ответ на этот вопрос предоставила Анна Хмелева в ходе своего доклада, часть которого была посвящена тонкостям истории строительства Смольного собора. Так, по версии экспертов Фонда СВОИК, начавшиеся строительные работы, чертежи, а также факт наличия фундамента колокольни подтверждают замысел Растрелли. Кроме того, идея строительства колокольни продолжала быть актуальной и позже - колокольня присутствует на гравюрах, датируемых 1905-1907 годами, спустя 70 лет после того, как собор был достроен.

Эксперты уверены, что этому помешала цепочка исторических событий: смерть Елизаветы Петровны, Семилетняя война, начавшаяся в мае 1756 года, недостаток финансирования и длительный поиск мастера для отливки огромного колокола весом 12 тысяч пудов. Финальным фактором явилась высылка Растрелли из России и разворот в сторону классицизма.

Кроме того, докладчики рассказали, что на протяжении полутора лет фондом велась работа, направленная на получение чертежей из архивов в музее "Альбертина" в Вене и Варшавской национальной библиотеке, где хранится художественное наследие Растрелли. Часть из материалов получена уже сейчас и была представлена в ходе заседания совета, однако в платных архивах все еще хранятся нужные чертежи, работа над получением которых сейчас ведется. Замедляют процесс трудности международной коммуникации и общая геополитическая обстановка.

Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК

Надо отметить, что еще одним вопросом, волновавшим членов экспертного совета, стал вид на Смольный собор и его возможное частичное перекрытие колокольней. В 2021 году специалисты фонда провели шоу дронов, в ходе которого воссоздали колокольню в натуральную величину. Одновременно с этим провели и техническую фотофиксацию с целью определить ее влияние на основные открытые пространства и панорамы Санкт-Петербурга. Оказалось, что при незначительном смещении относительно исторического места постройки она не будет закрывать вид на собор. Вид на Смольный собор с набережных, по мнению экспертов, уже безнадежно испорчен. Ансамбль Смольного монастыря задумывался доминантой и теперь ею не является, а колокольня, напротив, поможет вернуть собору доминирующее положение, - уверена Анна Хмелева.

Однако, строить колокольню на историческом месте не планируют. По словам архитектора, автора проекта воссоздания колокольни Михаила Мамошина, как известно, архитектурный ансамбль Смольного монастыря находится под охраной, а значит, разбирать сохранившиеся фундаменты на историческом месте колокольни нельзя. Кроме того, воссоздание там видится невозможным из-за корпусов ансамбля, которые достраивались позже уже по проекту архитектора Стасова.

Учитывая все нюансы, Михаил Мамошин высказал предложение о строительстве колокольни на площади Растрелли. Кроме того, архитектор подчеркнул, что сегодня в центре Петербурга существует 25 архитектурных доминант и появление колокольни не испортит облика города, а логично завершит ряд небесной линии. Одновременно с этим авторы идеи высказали предложение музеефикации исторических фундаментов недостроенной колокольни.

Что скажет ЮНЕСКО

Эксперты также отметили риски исключения ансамбля Смольного монастыря из списков объектов культурного наследия ЮНЕСКО в том случае, если на территории ансамбля появится новая постройка. Фактически история ЮНЕСКО знает два исключения объектов культурного наследия из перечня объектов охраны - города Дрезден и Ливерпуль. Оба случая связаны с серьезными нарушениями охраняемых панорам, а также с нарушениями единства архитектурного облика.

Эксперты фонда уверены, что в ЮНЕСКО идею поддержат, ведь речь идет о восстановлении исторической справедливости, о строительстве объекта, завершающего ансамбль по замыслу автора, который будет полностью вписываться в исторический контекст застройки. В качестве аргумента, подтверждающего положительное отношение мирового экспертного сообщества к оригинальному проекту Растрелли, фонд продемонстрировал издание "Триумф архитектуры барокко в Европе", выпущенное в 1999 году в Лондоне в рамках проведения международной передвижной выставки, организованной Палаццо Грасси в Венеции.

Издание содержит более 600 страниц и 1000 иллюстраций, демонстрирующих объекты архитектуры барокко в Европе, однако из всех произведений архитектурного искусства для демонстрации примера истинного триумфа барокко на обложке издания был выбран макет ансамбля Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли.

Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК

Итоги обсуждений

Одним из выступающих на заседании был президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, член совета по сохранению культурного наследия города при правительстве Петербурга Владимир Григорьев. Он отметил, что важно найти компромисс между тем, что планировал сделать Растрелли, и тем, каким собор получился благодаря Василию Стасову. Владимир Григорьев высказал предложение изменить расположение колокольни и рассмотреть другие варианты ее размещения - например, в центре будущей Орловской развязки, на пересечении Смольной и Свердловской набережной.

Варианты компромисса были зафиксированы и во время подведения итогов заседания. Сергей Макаров, председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, предложил в протоколе заседания зафиксировать рекомендацию продолжать поиск и проработку вариантов альтернативных мест расположения, включая площадь Растрелли и Орловскую развязку. Авторы идей с решением согласились.

"Для нас очень важно, чтобы этот проект был консенсусным и легитимным, в том числе поэтому мы так долго и глубоко им занимаемся", - отметила Анна Хмелева.