Как отметил настоятель Смольного собора отец Петр Мухин, обратившись к собравшимся с приветственным словом, позиция собора в отношении воссоздаваемой колокольни прежде всего заключается в ее значении с духовной точки зрения, ведь в основе колокольного звона лежит обращение к Богу, призвание человека к молитве и любви. Сам настоятель проект поддерживает и считает создание колокольни необходимым. Ранее обсуждения проекта колокольни в профессиональном сообществе уже велись неоднократно, один из последних диалогов состоялся в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме, где была представлена 3D-модель колокольни ансамбля. Несмотря на это, официальная дискуссия длилась почти три часа.
С докладами на заседании совета выступили Анна Хмелева, секретарь попечительского совета Фонда СВОИК, а также Михаил Мамошин, заслуженный архитектор России, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов.
Первые варианты проектов Смольного монастыря выполнялись архитектором Ф.Б. Растрелли в 1748-1750 годах, затем проект дорабатывался уже в процессе строительства модели монастыря вплоть до 1756 года, также в ходе непосредственного строительства. О том, что именно модель являлась финальной версией решения, Растрелли писал сам: "За то время сделал я деревянную модель монастыря, по оной его и строили".
До 1762 года великий итальянский архитектор самостоятельно руководил строительством, однако после его увольнения в отставку императрицей Екатериной ІІ строительство комплекса построек завершалось под руководством архитектора Ю.М. Фельтена, в задачу которого входило приспособление монастыря под Воспитательное общество благородных девиц. Строительство монастыря было остановлено к 1770 году, наружная и внутренняя отделка собора, часть интерьерных решений собора и малых церквей остались незавершенными. Невоплощенным остался главный акцент монастыря в проекте - огромная надвратная колокольня, строительство которой было остановлено на двух ярусах в 1767 году. По замыслу зодчего, колокольне отводилась ведущая роль в ансамбле. Нижний ярус должен был служить парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а верхние ярусы предназначались для звонниц.
После смерти императрицы и отлучения от двора и отъезда Растрелли из России строительство встало, из-за нехватки средств было окончательно решено не строить колокольню выше уже созданных ярусов. Собор оставался недостроенным почти 70 лет. Только в конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по достройке храма, однако сама колокольня так и не была достроена. В 30-х годах XIX века остатки ярусов колокольни были разобраны.
Одним из главных аргументов противников проекта являлась недоказанность исторического замысла Растрелли. Ответ на этот вопрос предоставила Анна Хмелева в ходе своего доклада, часть которого была посвящена тонкостям истории строительства Смольного собора. Так, по версии экспертов Фонда СВОИК, начавшиеся строительные работы, чертежи, а также факт наличия фундамента колокольни подтверждают замысел Растрелли. Кроме того, идея строительства колокольни продолжала быть актуальной и позже - колокольня присутствует на гравюрах, датируемых 1905-1907 годами, спустя 70 лет после того, как собор был достроен.
Эксперты уверены, что этому помешала цепочка исторических событий: смерть Елизаветы Петровны, Семилетняя война, начавшаяся в мае 1756 года, недостаток финансирования и длительный поиск мастера для отливки огромного колокола весом 12 тысяч пудов. Финальным фактором явилась высылка Растрелли из России и разворот в сторону классицизма.
Кроме того, докладчики рассказали, что на протяжении полутора лет фондом велась работа, направленная на получение чертежей из архивов в музее "Альбертина" в Вене и Варшавской национальной библиотеке, где хранится художественное наследие Растрелли. Часть из материалов получена уже сейчас и была представлена в ходе заседания совета, однако в платных архивах все еще хранятся нужные чертежи, работа над получением которых сейчас ведется. Замедляют процесс трудности международной коммуникации и общая геополитическая обстановка.
Надо отметить, что еще одним вопросом, волновавшим членов экспертного совета, стал вид на Смольный собор и его возможное частичное перекрытие колокольней. В 2021 году специалисты фонда провели шоу дронов, в ходе которого воссоздали колокольню в натуральную величину. Одновременно с этим провели и техническую фотофиксацию с целью определить ее влияние на основные открытые пространства и панорамы Санкт-Петербурга. Оказалось, что при незначительном смещении относительно исторического места постройки она не будет закрывать вид на собор. Вид на Смольный собор с набережных, по мнению экспертов, уже безнадежно испорчен. Ансамбль Смольного монастыря задумывался доминантой и теперь ею не является, а колокольня, напротив, поможет вернуть собору доминирующее положение, - уверена Анна Хмелева.
Однако, строить колокольню на историческом месте не планируют. По словам архитектора, автора проекта воссоздания колокольни Михаила Мамошина, как известно, архитектурный ансамбль Смольного монастыря находится под охраной, а значит, разбирать сохранившиеся фундаменты на историческом месте колокольни нельзя. Кроме того, воссоздание там видится невозможным из-за корпусов ансамбля, которые достраивались позже уже по проекту архитектора Стасова.
Учитывая все нюансы, Михаил Мамошин высказал предложение о строительстве колокольни на площади Растрелли. Кроме того, архитектор подчеркнул, что сегодня в центре Петербурга существует 25 архитектурных доминант и появление колокольни не испортит облика города, а логично завершит ряд небесной линии. Одновременно с этим авторы идеи высказали предложение музеефикации исторических фундаментов недостроенной колокольни.
Эксперты также отметили риски исключения ансамбля Смольного монастыря из списков объектов культурного наследия ЮНЕСКО в том случае, если на территории ансамбля появится новая постройка. Фактически история ЮНЕСКО знает два исключения объектов культурного наследия из перечня объектов охраны - города Дрезден и Ливерпуль. Оба случая связаны с серьезными нарушениями охраняемых панорам, а также с нарушениями единства архитектурного облика.
Эксперты фонда уверены, что в ЮНЕСКО идею поддержат, ведь речь идет о восстановлении исторической справедливости, о строительстве объекта, завершающего ансамбль по замыслу автора, который будет полностью вписываться в исторический контекст застройки. В качестве аргумента, подтверждающего положительное отношение мирового экспертного сообщества к оригинальному проекту Растрелли, фонд продемонстрировал издание "Триумф архитектуры барокко в Европе", выпущенное в 1999 году в Лондоне в рамках проведения международной передвижной выставки, организованной Палаццо Грасси в Венеции.
Издание содержит более 600 страниц и 1000 иллюстраций, демонстрирующих объекты архитектуры барокко в Европе, однако из всех произведений архитектурного искусства для демонстрации примера истинного триумфа барокко на обложке издания был выбран макет ансамбля Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли.
Одним из выступающих на заседании был президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, член совета по сохранению культурного наследия города при правительстве Петербурга Владимир Григорьев. Он отметил, что важно найти компромисс между тем, что планировал сделать Растрелли, и тем, каким собор получился благодаря Василию Стасову. Владимир Григорьев высказал предложение изменить расположение колокольни и рассмотреть другие варианты ее размещения - например, в центре будущей Орловской развязки, на пересечении Смольной и Свердловской набережной.
Варианты компромисса были зафиксированы и во время подведения итогов заседания. Сергей Макаров, председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, предложил в протоколе заседания зафиксировать рекомендацию продолжать поиск и проработку вариантов альтернативных мест расположения, включая площадь Растрелли и Орловскую развязку. Авторы идей с решением согласились.
"Для нас очень важно, чтобы этот проект был консенсусным и легитимным, в том числе поэтому мы так долго и глубоко им занимаемся", - отметила Анна Хмелева.