Стоимость таких услуг утверждает государство (в Свердловской области это Региональная энергетическая комиссия - РЭК) по предложению самих предпринимателей. Прежний тариф - 1649 рублей - держался без изменений пять лет. Сумму увеличили только тогда, когда участники рынка смогли обосновать в РЭК свои возросшие траты. Хотя коммерсанты вообще предлагали плату за перемещение легковушки поднять до 5000 рублей, а за хранение машины на спецстоянке - до 130 рублей в час. Вероятно, запрашивали с запасом. РЭК провела свои расчеты, опираясь на методику ФАС, учла основные статьи расходов: аренду парковки и видеокамеры, наличие и обслуживание эвакуаторов, стоимость ГСМ, зарплату водителей, спецодежду... В итоге утвердили 2857, а почасовую плату за хранение - 33 рубля. К слову, в других муниципалитетах региона цена стала такой же, как в Екатеринбурге, хотя ранее там платили за эвакуацию 655 рублей. Так что в глубинке цена выросла и вовсе в четыре раза.
В Екатеринбурге шесть спецстоянок, на которые увозят оказавшиеся не в том месте машины. Чтобы забрать "ласточку", ее владельцу придется заплатить еще и штраф за неправильную парковку - 3000 либо 5000 рублей. Эта сумма уходит в бюджет, а деньги за транспортировку и хранение получает собственник стоянки. Насколько выгоден этот бизнес, мы попытались узнать у участников рынка. Конечно, чистую прибыль никто из собеседников не раскрыл, ссылаясь на коммерческую тайну. Но из чего складываются доходы и расходы, понять можно.
Один из сотрудников спецстоянки на улице Амундсена, назовем его Андрей (он не захотел обнародовать настоящее имя), занимается принудительной эвакуацией машин из спальных районов Екатеринбурга - Академического и Солнечного. Он рассказал, что за день погрузчик совершает 5-10 рейсов. Бывает, машина работает совместно с инспекторами ГИБДД в течение 4-6 часов. Умножив даже на прежний тариф, получаем 240-300 тысяч рублей в месяц, а за год - примерно три миллиона. Но расходы съедают почти всю эту сумму, утверждают предприниматели. Играет роль и сезон: зимой, в гололедицу, услуги эвакуаторов требуются чаще, так же, как и в дни массовых праздников, когда в мегаполис приезжают водители со всей области, незнакомые с реалиями местных дорог.
Если в фирме только один эвакуатор, то чаще всего для нее это основной доход. Но не будем забывать, что такие компании дополнительно подрабатывают на вывозе сломавшихся машин или эвакуации транспорта после аварий. А это еще две-три тысячи за каждый выезд (здесь действуют рыночные расценки - в среднем от 900 до 2000 рублей за вызов плюс оплата по километражу). По словам Андрея, у его коллег, работающих в центре города, нагрузка еще выше - по 19-20 выездов в день на машину. Но это вовсе не означает, что деньги они гребут лопатой.
- По моим расчетам, наши расходы больше той суммы, которую сейчас утвердила РЭК. Этот тариф при изменившихся ценах на запчасти лишь позволит фирмам остаться на плаву. К примеру, вся наша заначка на ремонт эвакуатора просто "съелась": ценники на надежные детали подскочили заметно, а хороший мастер, который сделает сверхсрочную работу, естественно, возьмет дороже, - рассуждает специалист. - На новую машину надо накопить 12-15 миллионов, а работать на старых ничуть не выгоднее. Чаще всего у них крепежные системы изношены настолько, что, если водитель недостаточно опытный, рискует повредить автомобиль при погрузке.
Состояние техники в этом бизнесе играет ключевую роль. Так, представитель компании из Тюмени Павел рассказал "РГ", что смог выиграть тендер на три года благодаря тому, что в его гараже исключительно современная техника с крановыми установками, позволяющими захватывать машину штрафника сверху, не повредив соседние авто. Парк успели обновить еще по прежним ценам несколько лет назад, как и обустроить площадку на 4000 квадратных метров.
Своей математикой поделился и руководитель коммерческой фирмы из Первоуральска. Он более пяти лет в этом бизнесе и калькуляцию основных расходов знает назубок. Так, новый не самый дорогой манипулятор обойдется в 9-10 миллионов, подержанный - раза в три дешевле. Его обслуживание - примерно 70-80 тысяч рублей в месяц. К этой сумме нужно прибавить оплату труда трех-четырех наемных водителей, ведь машина работает круглосуточно, а это еще 50-60 тысяч на руки каждому. Плюс траты на аренду парковки и ее содержание: освещение, очистку от снега зимой, всесезонную охрану. Еще две дополнительные статьи расходов - продвижение-реклама и… судебные тяжбы. Последние напрягают предпринимателей даже больше, чем все прочие.
- Несмотря на то что весь процесс эвакуации записывается на видео, многие водители спешат оспорить в суде само решение о перемещении машины, а тем более механическое повреждение. Если при транспортировке появляется малейшая царапина, сразу бегут в суд, - делится наболевшим эвакуаторщик. - Поэтому наш бизнес сложно назвать прибыльным. Думаю, повышение тарифов поможет немного дисциплинировать водителей. А вот заметно увеличить наш доход не получится.
Как рассказали игроки рынка, методика формирования тарифов отличается в разных регионах. Например, в Москве расценки зависят от количества "лошадей под капотом", а в Сибири и на Урале - от категории эвакуируемого транспорта. Кстати, в Тюменской области тарифы тоже повысили не так давно, в марте нынешнего года, правда, не столь резко - с 2229 рублей до 2508.
- Смысл не в том, чтобы содрать с нерадивых водителей побольше денег, а в том, чтобы приучить их не загромождать проезд там, где и так всегда тесно: как правило, это все основные магистрали мегаполисов. Но ментальность наших людей такова: "Я быстренько, я на пять минуточек, никто и не заметит". Но чаще всего эти пять минут затягиваются. Пока не привыкнут продумывать парковку заранее, так и будут платить, - объясняет тюменец Павел.
Екатеринбургский автоэксперт Дмитрий Ларионов считает, что действующая бизнес-модель фирм, специализирующихся на эвакуации, не идеальна. Но со временем регулируемый тариф (оплата принудительной меры) будет подтягиваться к рыночной стоимости услуги - и только это позволит простимулировать новых игроков рынка.
- На самом деле хотелось бы видеть эвакуаторы на улицах города гораздо чаще, потому что количество нарушений кратно выросло. К примеру, мы вместе с собственниками жилья установили у въезда во двор знак, запрещающий парковку. Его нередко игнорируют. Но если в 2018-2019 годах эвакуатор приезжал в течение часа-двух, то сейчас может и за ночь не приехать. Объясняют ситуацию тем, что машина всего одна, а на выезды уже очередь, - приводит пример Ларионов.
Кстати
В 2022 году в Екатеринбурге за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств выписано 187 392 штрафа с помощью комплексов автоматической фиксации, 7657 нарушений - непосредственно инспекторами ГИБДД.