08.06.2023 14:44
Поделиться

Штрафы за неправильную маркировку интернет-рекламы могут сказаться на развитии малого бизнеса

Штрафы за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы могут оказаться критичными для ряда малых и средних предпринимателей. Такое мнение было высказано в ходе круглого стола в Центре стратегических разработок (ЦСР).

Поясним, что Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) начал работу 1 сентября 2022 года. Вся онлайн-реклама должна быть маркирована, а санкции за отсутствие или некорректное размещение маркировки предполагается ввести с 1 сентября 2023 года.

По словам экспертов, значительная доля субъектов малого бизнеса может отказаться от продвижения в интернете из-за рисков крупных финансовых потерь, что неблагоприятно скажется на перспективах развития сегмента малого бизнеса в целом.

"Чтобы не было таких негативных ситуаций, необходимо внимательно прогнозировать результаты регуляторного воздействия", - считает Асхаб Индарбаев, исполнительный директор экспертного клуба ЦСР.

Для разработки оптимальных регуляторных механизмов в целом и в области рекламы в частности, важно реализовывать практики риск-ориентированного регулирования, вести открытый диалог с вовлечением всех заинтересованных сторон, в том числе привлекать экспертов отрасли. По мнению депутата Государственной Думы VI созыва Александра Тарнавского, законопроект о штрафах за нарушение закона о маркировке рекламы не содержит всех необходимых расчетов и не опирается на какие-либо прогнозы, которые помогли бы заранее оценить эффект предлагаемых мер. "Реклама в интернете - новая сфера, где действовать нужно очень аккуратно", - подчеркнул Александр Тарнавский.

При этом рекламная отрасль заинтересована в создании единой прозрачной системы, но новые меры требуют более тонкой настройки, а их апробация должна быть гибкой и стимулировать участников к соблюдению новых законов, тем самым реализуя риск-ориентированный подход и учитывая интересы всех сторон.

Эксперты также обсудили закон о запрете продажи вейпов несовершеннолетним и ужесточении правил оборота этих устройств, который вступил в силу с 1 июня 2023 года. "Это нужный и важный шаг, но получается, что под запрет попадает и информация об электронных системах нагревания табака, например", - сказал президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. В результате совершеннолетние курильщики, которые не могут отказаться от этой привычки, в силу обобщенных запретов лишаются информации о менее вредных альтернативах.

Такие шаги во многом выглядят дискуссионными. Подобные инициативы должны реализовываться после достаточной оценки регуляторного воздействия, без игнорирования научных данных и интересов всех заинтересованных сторон, включая более 30 миллионов совершеннолетних курильщиков. Они не должны противоречить риск-ориентированному подходу в законотворчестве и контрольных мерах, важность реализации которого не раз была озвучена на самом высоком уровне.

Кроме того, легальным продавцам также нужно адаптироваться к новым требованиям. "Это не так просто, особенно для малого и среднего бизнеса. Это может повлиять на количество действующих торговых точек. Вполне вероятно, что результатом будет рост серого рынка", - отметил Максимов. Таким образом, поправки, направленные на борьбу с контрафактной продукцией, при определенном сценарии могут дать и обратный эффект, стимулирующий рост теневого сегмента экономики.

Другим "слепым пятном" остается необходимость стратегической переработки федерального закона "О рекламе", который был принят почти 20 лет назад, морально устарел и во многом уже не отвечает реалиям современного рынка.

"Необходима более четкая дифференциация между "информацией" и "рекламой". Она представлена в законе, но стоит как минимум доводить ее до участников рекламного сегмента, чтобы они лучше понимали и не переходили эту иногда очень тонкую грань, что влечет административное наказание", - считает Индарбаев.

Другим важным шагом, по мнению экспертов, должно стать разделение понятий "информирование" и "реклама". Это поможет расширить доступный для бизнеса инструментарий и разрешит ряд существующих коллизий в различных отраслях, включая фармацевтическую и винодельческую.

В этой связи важно отслеживать ситуацию на различных рынках для внесения изменений в регуляторные нормы, эффект от внедрения которых может пойти вразрез с замыслом законодателей. Следует подходить к таким изменениям комплексно, оценивая всю совокупность возможных рисков, действуя в интересах всех вовлеченных сторон, подытожили эксперты.