До хорового искусства в наступившем хаосе перестроечных времем никому не было дела. Понадобились годы, чтобы воссоздать хор. На вопрос, как же ей это удалось, Пермякова шутит: ездила с кошелкой по Москве - кто даст 3 копейки, кто 100 рублей. До сих вспоминает бизнесмена, который в те годы, так и не назвавшись, принес им деньги на поездку в Китай.
...Где бы ни училась и ни работала тамбовская девчонка - везде со своим звонким голосом она была активисткой художественной самодеятельности. На одном песенном конкурсе на Сашу обратила внимание член жюри, солистка хора имени Пятницкого, и пригласила на прослушивание. Из стажерок, рядовых хористок, Александра через некоторое время доросла и до сольных партий.
Когда она пришла в оркестр, то первым делом начала, конечно же, с дисциплины. Она знала, куда ведет хор. Чтобы умерить амбиции заслуженных и народных, приходилось и "кулаком по столу" - но все-таки она взяла штурвал в свои руки. И корабль плывет.
Девушки, желающие попасть в прославленный хор Пятницкого, должны быть не только красивы и голосисты, - рост нужен не менее 165 сантиметров и размер одежды не более 44-го. За этим Александра Андреевна следит лично, потому что и сама была такой, придя в хор. В гримерке и сейчас стоит манекен с платьем 44 размера - с его примерки и начинается прием в коллектив. Что, платье не застегивается? Приходи такой, чтоб застегнулось.
Выпускница ГИТИСа, постановщик концертных номеров, Пермякова уверена: зритель приходит не только слушать, но и смотреть. Нужно сценическое действо. И каждый номер на концертах хора смотрится сегодня отдельным произведением - хор разучивает все песни "с голоса", на слух, но каждая артистка каждую ноту, каждый жест, каждый шаг знает от и до. Хореография у хора - только отчасти балетмейстерская работа. Это и "редактирование" подлинных, по крохам собранных, расшифрованных движений народного танца.
Над "Приленской кадрилью" работали как археологи. От "Танца приленских ямщиков", описанного в позапрошлом веке только словами, не оставалось даже ритмического ряда. "Мы подняли всю историю всех кадрилей, прослушали всю музыку, даже из фильма "Любовь и голуби", - вспоминает Пермякова. Когда этот размеренный, заводной номер исполнялся на концертах, казалось, песня и танец сливаются в общей мозаике - но на самом деле каждый здесь ведет свою линию, делает свою работу.
Артисты Пермяковой - и музыканты, и певцы, и танцоры - умеют и плясать, и петь. Это традиции хора, возрожденные худруком: в программках столетней давности к некоторым номерам было приписано: "песня в сопровождении гармошки, жалейки с пляской". То есть, кто играл, - тот и плясал, и пел.
Хор имени Пятницкого исполняет сегодня и казачью "С по-над лесом", и популярные хиты Матвиенко с Майдановым. Что и как петь на каждом гастрольном концерте, нередко решается прямо перед самым началом. Александра Андреевна с утра обсуждает с концертмейстерами детали программы. Затем репетиция. И на концертах элегантная, как "железная леди", она часто наблюдает из-за кулис: что еще не довели до совершенства? В неделю у хора Пятницкого часто по два-три концерта. Нужно всем всегда быть в тонусе. Как Александра Пермякова.