Еду в полном одиночестве. В какой-то момент становится не по себе, выключаю радио в машине и на всякий случай открываю окна, чтобы слышать, что происходит вокруг.
Доезжаю до КПП: машину досматривают, документы тщательно проверяют.
- Куда направляетесь?
- В Солдатский привал, меня там ждет Елена, позывной "Русалка", - смело отвечаю.
- Вы на обед что ли?
- Нет, я по работе. А там еще и кормят?
- Солдат да, может быть, и вам осталось, время-то обеденное.
"Солдатский привал" расположен в нескольких километрах от Харьковской области. Здесь, на месте бывшего кафе, развернут пункт помощи бойцам. По дороге на позиции они могут заехать сюда за бесплатным горячим обедом, обмундированием и просто домашним теплом.
Один за другим ко входу подъезжают грузовики. Солдаты забирают свои заказы и оставляют новые.
За широкими спинами военных не сразу замечаю ее - хрупкую, но в то же время подтянутую, в хорошей физической форме женщину. На поясе поверх военной экипировки - нож. Это незаменимый инструмент на складе товаров: всегда нужно что-то распаковать или отрезать. В руках остывший недопитый стакан кофе. Она в очередной раз отставляет его в сторону, потому что слышится новый заказ: "А есть лапша быстро приготовления, нам штук 20".
Русалка - очень внимательная и гостеприимная хозяйка, поэтому пока я жду, что у нее появится свободная минутка со мной пообщаться, предлагает отобедать. "Сегодня в меню - тушеная картошка с мясом и маринованные огурчики, соглашайтесь", - уговаривает она.
Улучив минутку в перерывах между выдачей товаров, Елена рассказывает, как все начиналось:
- С первого дня СВО я приехала сюда, на перекресток, с другими волонтерами. Местные жители хаотично начали привозить продукты питания вещи, медикаменты. И для мимо проходящих колонн мы начали формировать такие пакеты первой необходимости. В них входили нижнее белье, медикаменты, какое-то питание: консервы, печеньки, конфеты. Формировали и прям закидывали в БТРы, КамАЗы. Это был первый день, за ним был второй. Мы были на блокпосте, но в целях безопасности нам сказали покинуть это место. Потом мы месяца три стояли просто в поле, на поддонах. У нас были коробки картонные. С этого все и начиналось.
"Солдатский привал" уже стал в Белгородской области символом надежного тыла. С каждым днем он расширяется, набирает обороты.
- Я до приезда в Белгород жила на Сахалине. Там я часто ходила в походы, поэтому примерно представляю, что нужно сейчас бойцам в их походе. Мне все это близко. А в технике и аппаратуре уже по ходу научилась разбираться. Много изучаю, читаю. Со мной начинал Александр, позывной "Наум". Мы с ним все это выстраивали. Он сам воевал с 14 года. Обучал меня всем премудростям, кому нужно батарейку выдать, а кто может подождать. Помогал мне и мой муж Андрей. Он и сейчас помогает. Вот он сегодня даже еще без обеда работает. Работа практически без перерыва, вот даже некогда пообедать.
На хрупких плечах Елены большая ответственность и решение сложных задач. Она работает 24/7. При этом Русалка - мама троих замечательных детей. Старается всем уделить внимание, но не всегда хватает времени. Семья все понимает и поддерживает. 17-летний сын даже прошел курсы по управлению дронами. Теперь помогает солдатам разбираться с настройками, управлением и обработке данных с беспилотников.
- У меня до СВО на своем участке было пятьдесят сортов клубники. А сейчас 50 сортов сорняка, к сожалению. Все то, чем я занимаюсь, отнимает все время. В час ночи я еще в телефоне. В 7 утра просыпаюсь уже и пропущенные звонки и сообщения. Невозможно это уже оставить. Собственно, и с первых дней даже это как-то не обсуждалось. Работали, работали, работали. Мы помогаем изо всех сил. Бойцы приходят, смотрят в глаза тебе, ждут, надеются, верят, что мы им поможем. А они, соответственно, наша опора, защита. Мы единое целое.
Близость к фронту сплотила белгородцев. Через группы в социальных сетях люди объединяются, чтобы помочь. Например, местные предприниматели построили во дворе "Солдатского привала" душ, кто-то помог обустроить стеллажи на аптечном складе, а местные предприятия помогают с подвозом питьевой воды.
- У нас из Москвы приезжают волонтеры на помощь. Из других городов тоже многие подключились. Допустим, девчонки из Истры кроят и шьют толстовки для бойцов. А еще косынки делают, их используют под каску в виде подшлемника. Большой спрос на них. А еще есть московские группы, которые запрашивают, что сейчас актуально у бойцов. Собирают деньги и конкретно прямо закрывают нам очень много позиций.
Во время разговора под ногами у нас крутится белый терьер. Пытаюсь погладить, но он не дает: рычит и отступает назад. Немного принюхавшись, собака сама подошла ко мне и облизала руки.
- Это удивительно, она гражданских у нас вообще не жалует, впервые такое, - удивилась Русалка. - Вы знаете, Лайма у нас, пожалуй, самая знаменитая собака Белгорода. Она носит письма солдатам. Иди сюда, отдохнула, пора и за работу.
Женщина достает из коробки костюмчик, и собака послушно, хоть и неспешно подходит к хозяйке.
- Не ругайся, не ругайся. Сейчас сбрую тебе наденем, - ласково поглаживает пса Елена. Кладем в эти кармашки детские рисунки, письма, иногда шоколадки. Ее уже все знают, что это почтальон "Солдатского привала". Костюмчик этот девчонки из Истры сшили, зимой у нас другой был.
- Видали такое? У нее вот обойма патронов есть в одном из карманов, добавляет муж Елены. - Она у нас самая настоящая боевая собака. Планируем для устрашения даже муляжи гранат на нее повесить, - смеется мужчина.
Несмотря на ежедневный риск обстрелов "Солдатский привал" находит силы и средства почти круглосуточно помогать фронту. Здесь каждый знает: крепкий тыл - залог победы. А помочь приблизить ее может каждый: нужна как материальная, так и физическая помощь. Вся информация о сборах и необходимых бойцам вещах публикуется в группе и обновляется каждый день.