Спектакль начинается будто бы с чердака. Курлычут голуби. Они повсюду - сделанные из перчаток. Потом покажется: нет, не чердак, а дом. Весь в металлических сетках от панцирных кроватей, только стена деревянная и в портретах, как фотоальбом. В любом случае - это пространство… птиц? или памяти?
Героиня - народная артистка Алина Покровская, которую все знают как великую жену героя актера Юматова из фильма "Офицеры".
Покровская готовит ужин, что-то бормочет. Ждет своих взрослых детей с их женами, мужьями и детьми. Соберутся - тринадцать человек, словно на Тайной вечере. Повод? День рождения героини. Автобус вот-вот придет, а ей надо еще притащить из погреба капусту, соления и картошку. Зовет мужа, пересыпая фразы афоризмами. Муж не отвечает. Героиня Покровской негодует и продолжает бормотать. А за окном - тень вороном нависла. Кто-то шастает по огороду, шастает. Героиня Покровской храбрится: что у нее брать? А дети все не едут.
Глухая деревня, край света. У режиссера Андрея Бадулинаэто мир обособленный, в котором героиня Покровской вспоминает долгую жизнь без единой нотки сожаления. А в жизни было много всего. Главное ее опасение - за сыновей. Старший - прапорщик где-то защищает просторы родины, а двое других остались с матерью.
Один - Черныш, другой - Белыш. Странные имена, понятно, что "домашние": один родной, другой - приемный (о чем он сам не знает). Уобоих одинаковые имена в честь отца. Различают их по цвету волос. Выясняется, что у обоих в самом деле один отец, а матери разные. Мать у приемного - умерла.
Обманутые женщины, уверен драматург, обладают "магической силой горя". Покровская рассказывает обо всем так просто, что захватывает дух, до слез, хотя она рассказывает про счастливую жизнь. Любит ли она приемного как родного? Действительно ли простила мужа? Муж умер, сгорел на работе. Пришло лихое времяперестройки. Черныш и Белыш уезхали учиться в город, пытались выживать. Белыш попал в нелепую историю, угодил под суд. Мать не прощает приемному сыну, что он вместо родного ей остался. Черныш убежал - она идет искать его по свету.
В пьесе Минченка действие в двух временных пластах. Вот ее жизнь и поиск сыновей. Вот - ее день рождения. Причем, 17-й за месяц. Она выдумывает их, как счастье. Наконец все в сборе, пир горой, только ей сесть не куда - нет места. Бежит в чулан за стулом и находит чемодан, с которым Черныш ездил в город спасать брата. Покровская открыла чемодан. Здесь и случилась страшная развязка.
В чем смысл? Два брата, Авель с Каином, вынужденывраждовать. Спасение их в героине Покровской. Она находит великое решение. Она выступает судьей сыновьям. Кричит Чернышу: "Кто тебе дал право судить себя. Я -мать, я решать буду, кто прав". Она открыла, что на злобе мир не держится. Она научилась прощать. Героиня АлиныПокровской - удивительной силы образ русской матери. Не маленького человека - а той самой родины-матери, которая всех примет и всегда защитит.
Ближайший спектакль "Баба голубиная" в Театре Российской армии - 15 июня.