11.06.2023 08:00
    Поделиться

    Эксперт назвала способ закрыть дефицит кадров с помощью трудовых мигрантов

    Закрыть дефицит кадров можно за счет привлечения мигрантов из визовых стран, считает Екатерина Хейфец - ведущий аналитик направления "Экономика и социальное развитие" Центра стратегических разработок.

    В последние десятилетия миграционные процессы во всем мире являются одновременно и одним из ключевых политических вызовов из-за необходимости адаптации иностранцев, и возможностью для развития за счет решения проблемы "кадрового голода".

    Россия не исключение, и вопрос миграционной политики и интеграции иностранных граждан в социально-культурное пространство становится все более актуальным. Это обусловлено несколькими факторами, включая повышенный спрос на качественную рабочую силу для строительства и модернизации инфраструктуры, ликвидацию дефицита трудовых ресурсов в различных отраслях экономики, а также стимулирование инновационного развития и улучшения инвестиционного климата. В настоящее время вопрос качественной трудовой миграции остается открытым и требует прозрачных и понятных правил для осуществления деятельности в России. Однако необходимо избежать стихийного притока мигрантов, который может привести к неэффективному использованию их потенциала и концентрации в определенных отраслях и регионах.

    Хотя влияние миграционной ситуации и политики на развитие экономической и социальной сферы в стране очевидно, тем не менее, нельзя говорить о сильной зависимости экономики России от иностранной рабочей силы. По данным МВД России за 2022 год, число трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность на территории страны, составило почти 2,1 млн. штук. В то время как численность рабочей силы в целом в России, согласно данным Росстата, составляет 74,8 млн человек, таким образом текущая доля мигрантов на российском рынке труда составляет меньше 3%.

    При этом в некоторых отраслях экономики: строительство, обрабатывающие производства, торговля, услуги (ЖКХ, клининг), доля иностранной рабочей силы больше, чем в других отраслях, однако и там их доля не превышает и 10% от совокупной рабочей силы, занятой в отрасли. Ни в одной отрасли экономики и ни в одном регионе России иностранные работники не играют определяющей роли, поэтому нельзя заявлять, что сокращение трудовых мигрантов даже на 1% критично для экономики всей страны. В среднесрочной перспективе экономика страны может обойтись без значительного привлечения рабочей силы

    Тем не менее, проблема дефицита кадров в России продолжает сохраняться. По данным Росстата, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по всем видам деятельности на конец осени 2022 года составлял 5,4% от общего числа рабочих мест. Впрочем, в настоящий момент существуют отдельные отрасли, которые больше других нуждаются в кадрах: туризм (потребность в замещении вакантных мест - 11,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (потребность в замещении вакантных мест - 10,9%), административная деятельность (потребность в замещении вакантных мест - 8,9%), строительство (потребность в замещении вакантных мест - 7,5%) и оптовая и розничная торговля (потребность в замещении вакантных мест - 7,5%). Наиболее востребованные профессиональные группы при этом специалисты высшего уровня компетенций, а также квалифицированные рабочие промышленности, строительства и транспорта.

    Ситуация на региональном уровне также крайне неоднородна. Самая высокая потребность рабочей силы наблюдается в таких регионах, как Севастополь (потребность в замещении вакантных мест - 10,3%), Ивановская область (8%), Московская область (8%), Приморский край (8%) и Чукотский автономный округ (7,9%). При этом наиболее востребованными профессиональными группами в этих регионах являются неквалифицированные рабочие, специалисты среднего уровня квалификации, квалифицированные работники, сельского хозяйства, квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта, операторы производственных установок и машин, сборщики и водители.

    Одним из способов привлечения квалифицированных кадров в страну может стать стимулирование трудовой миграции из визовых стран. В настоящее время более 85% всего миграционного прироста иностранных граждан обеспечивается гражданами стран СНГ, на прочие зарубежные страны приходится только 15%. Трудовая миграция из стран СНГ в Россию - крупнейший экономический центр для многих бывших советских республик, является неотъемлемой частью миграционного процесса, который характеризуется перемещением населения с периферии к центру.

    Почти четверть совокупного миграционного прироста составляют граждане Таджикистана (23%), на граждан Киргизии, Армении, Казахстана и Узбекистана приходится от 10 до 15% соответственно. Многие мигранты, приезжающие в Россию из стран СНГ, обладают средним общим и средним профессиональным образованием. Иностранцы с высшим образованием прибывают в основном из Украины, Казахстана, Таджикистана и Беларуси. Среди граждан стран, не входящих в СНГ, больше всего иностранцев со средним общим и средним профессиональным образованием, а также высшим образованием. Иностранные граждане стран, не входящих в СНГ, по данным 2021 года с высшим образованием прибывали из Грузии, Турции, Китая, Германии, Латвии, Вьетнама и Сирии.

    Учитывая значительную долю мигрантов без высшего образования, одним из потенциальных источников квалифицированных мигрантов может стать миграция из визовых стран. Во-первых, это позволит решить проблему нехватки рабочей силы и узко профилированных специалистов в некоторых отраслях экономики, особенно в сфере IT, строительстве, туризме и индустрии гостеприимства. Во-вторых, это может стимулировать экономический рост и развитие регионов, где есть потребность в рабочей силе. В-третьих, это может способствовать культурному обмену и укреплению дружественных отношений между странами. Однако для расширения трудовой миграции из визовых стран необходимы соответствующие меры поддержки и обеспечения правовой безопасности со стороны государства. В частности, это может быть упрощение процедуры получения визы и разрешения на работу для иностранных работников особенно для тех, кто уже обучался в России, а также создание условий для развития адаптации и интеграции в российское общество.

    Вторым направления развития миграционной политики является развитие цифровизации сектора государственного управления в России в сфере миграции. Цифровые сервисы позволяют повышать эффективность оказываемых услуг мигрантам и организациям, использующих труд иностранных работников за счет увеличения скорости обмена информацией, в том числе на межгосударственном уровне. Кроме того, оцифровка многочисленных данных об иностранных граждан существенно расширит возможности по оценке влияния миграции на экономическую и демографическую конъюнктуру в стране.

    Поделиться