В Воронеже выступил традиционный кукольный театр на воде из Вьетнама

Истории из жизни вьетнамских крестьян, сказочных существ и великих правителей показала на Платоновском фестивале знаменитая труппа "Тханг Лонг" из Ханоя. Кукольные спектакли в традиционном для Вьетнама стиле примечательны тем, что персонажи и актеры находятся в небольшом бассейне. Постановки "Тханг Лонг" пользуются популярностью как внутри страны, в том числе у туристов, так и по всему миру. Гастроли в Воронеже прошли в рамках партнерства с международным театральным фестивалем имени А. Чехова.

Вьетнамский коллектив привез спектакль, понятный без перевода: 16 коротких сценок с малым количеством текста и добрым юмором. Под живую музыку и пение на водяной "сцене" появлялись ярко раскрашенные фигурки в народных костюмах или набедренных повязках. Герои ездили верхом на буйволах, сажали рис, кормили уток, ловили рыбу с помощью плетеной верши, купались и катались на лодке-драконе. Гладь импровизированного пруда рассекали змеи, пара фениксов кружилась в брачном танце и высиживала птенца, драконы играли в мяч.

Артистов видно не было, так что зрителям оставалось лишь гадать, каким образом простые, на первый взгляд, куклы двигают головой, руками и ногами, захватывают предметы и пускают фонтанчики изо рта. У каждой был свой стиль движений, подчеркнутый певучей вьетнамской речью и народной музыкой. Барабаны и трещотки задавали ритм, бамбуковые флейты, лютни и цитры выводили мелодию, а поющие чаши и дан бау (щипковый инструмент с одной струной, которая издает вибрирующий звук) создавали атмосферу волшебства.

Кукольный театр на воде зародился в Северном Вьетнаме примерно тысячу лет назад. Уже в XI веке он вошел в моду при дворе правителя.

Изначально постановки входили в состав религиозных обрядов, которые совершались на сельских праздниках в районах, где выращивали рис. Площадкой для них служили реки и каналы, озера и пруды, затапливаемые рисовые поля. Крестьяне возносили молитвы божествам об урожае, устраивали водные шествия. Эти ритуалы проводят по сей день: ловят и выпускают духа воды, моют статуи Будды и пагоды, купаются, стирают, играют, соревнуются в плавании и гребле. И, конечно, смотрят театральные представления, которые имеют свои особенности чуть ли не в каждой деревне.

Когда-то в качестве кукол вьетнамцы использовали огородные чучела. Потом стали мастерить фигурки из фигового дерева, которое хорошо держится на воде, бамбуковых шестов и рыболовных снастей. В театре "Тханг Лонг" аккуратно дополняют традиционные техники изготовления кукол современными технологиями. Например, механические приводы прячут уже не в стебли бамбука, а в металлические трубки. Артист держит такую трубку горизонтально под водой, а кукла всплывает на поверхность, пояснили участники труппы.

Во время представления они вместе с реквизитом скрываются за циновками в темном помещении. Но кукол и зрителей оттуда хорошо видно - восторг публики вдохновляет и подзадоривает актеров. Под традиционную вьетнамскую одежду они надевают прорезиненные комбинезоны, а под них, в свою очередь, - трико и теплые носки, чтобы не замерзнуть, стоя целый час по пояс в воде.

Каждое представление начинает рассказчик, собрат Петрушки - мальчик Тэу ("смех"). Помимо бытовых историй, звучат стихи, сказки и легенды.

Например, показанный в Воронеже эпизод с золотой черепахой отсылает к преданию о мече императора Ле Лоя, в котором была заключена чудесная сила. Когда правитель Вьетнама выиграл войну против китайцев, нужда в таком сверхоружии отпала, и оно вернулось к "правообладателю" - Королю-Дракону. Меч забрала у Ле Лоя гигантская черепаха, всплывшая из озера, которое получило название Хоанкьем. Сегодня рядом с ним как раз находится театр "Тханг Лонг".

Священные животные играют в традиционных спектаклях на воде особую роль. Как рассказали "РГ" ведущие актеры театра, эти существа - символы того, до чего обычный человек не может дотянуться, воплощение мечты. К примеру, дракон, по поверью вьетнамцев, приносит удачу.

Неслучайно сам театр в надежде на будущее процветание назвали "Тханг Лонг", то есть "Дракон, стремящийся вверх". Труппа была основана в 1969 году, начала с выступлений на сельских прудах и постепенно вышла на профессиональную столичную сцену. Сегодня это ведущий кукольный театр страны, объехавший 40 стран. Он сочетает традиции и современные технологии, дает представления на воде и на суше. Артисты восстановили и поддерживают 17 форм народного кукольного искусства.